Слово в защиту девяти прокаженных
Думаю, я была бы прекрасным адвокатом.
И ужасным судьей.
Потому что у меня так мало виноватых!
Из десяти прокаженных, избавленных Христом от болезни, вернулся только один. И поблагодарил Христа. А остальные — не вернулись.
Обычно эти девять человек приводятся в пример как неблагодарные. Но лично я совсем не вижу оснований говорить так. Что про них говорит Господь: «Разве не все очистились? Где же остальные девять?» Он не говорит, что они — не благодарные. Но делает акцент на то, что они исцелились, но не вернулись к Нему. Почему не вернулись — Он ничего не говорит.
Христос сразу сказал им идти показаться священникам. Все десять прокаженных поверили словам Человека, Которого считали пророком, и пошли к священникам, хотя были еще больны. По дороге — выздоровели. И девять что сделали? Ровно то, что им было сказано и что предписывал закон. Человек, Который их исцелил, сказал идти к священникам — они и шли. Шли, чтобы там засвидетельствовать свое исцеление и принести жертву благодарственную. То есть они шли благодарить так, как им сказал Господь и как было установлено правилами. Евангелие не дает нам никаких оснований считать их неблагодарными.
Что же тот один? Фактически, он презрел то, что ему было сказано и что было положено. И поступил так, как требовало его сердце — побежал к Тому Человеку, Который сделал ему добро. Господь ему говорит: «Вера твоя спасла тебя». Живая вера. Вера в Бога как в конкретную Личность. Способность слышать и слушаться своего сердца. При этом Он не сказал, что остальных девять погубило их безверие, что проказа за неблагодарность к ним вернется и т.п. — и нам не стоит додумывать того, чего нет.
По мне, так эта притча — еще одна в ряду евангельских повествований, которые говорят «это делайте, и того не оставляйте». Притча — не осуждение девяти, но поставление одного — в пример остальным. Так хорошо, но вот так — еще лучше. Притча не только о том, что нужно быть благодарным, но и о том, что прекрасно — когда благодарность не облекается в какие-то рамочные формы, а бьет ключом и заставляет радостно говорить «спасибо» вопреки установившимся правилам, когда сильное чувство благодарности заставляет обращаться напрямую к тому, кто стал источником блага.
Наверное, применительно к нынешней жизни, когда чувствуешь благодеяние от Бога — очень хорошо пойти подать записочку и заказать молебен «Слава Богу за все!», очень хорошо сделать какое-то пожертвование. Но самое главное — немедленно мысленно обратиться к Богу и сказать Ему спасибо, излить Ему свою благодарность самыми простыми человеческими словами, Ему лично. И по отношению к другим людям, которые делают нам добро, хорошо, конечно, и им когда-то помочь при случае, хорошо о них по-доброму отозваться в разговоре с кем-то, но самое первое и необходимое — горячо поблагодарить лично, не думая о том, что не за чем и что человек и сам знает, как я ему благодарен. Тогда благодарность будет не отданным долгом, а тем, чем, судя по этой притче, хочет видеть ее Христос — проявлением чувства.
Опубликовано в Библия