Возрастные особенности в употреблении мата
В периоде раннего детства (старший дошкольник и младший школьник) ребенок имеет значимого взрослого: сначала это родитель, потом учитель. Возможно, кто—то еще. Мнение этих взрослых имеет большое значение. И если только сами взрослые не матершинники, ребенок в этом возрасте не приучается ругаться, чтобы не потерять их одобрение.
В среднем звене многие дети буквально разговаривают матом. Почему они отпускают контроль за своей речью? Потому что теряют значимого взрослого. Начинается подростковый возраст, на первое место выходят «я и мои друзья». И то, что взрослые могут слышать ругань, что иногда ругань адресуется прямо взрослому — ребенка не смущает. Потому как «не его дело, как я разговариваю».
Но вот наступает старший школьный возраст. И дети, которые ориентированы на социум за пределом узкого круга своих друзей, начинают опасаться того, как их речь будет оценена. А речь—то уже испорчена, замусорена и слабо контролируется. Поэтому наступает момент, когда осознаётся необходимость взять её под жёсткий контроль. Чтобы она не подвела в неподходящий момент. Когда подросток решает взять под контроль речь, он перестает ругаться матом совсем либо практически не ругается. Нигде. Потому что мозг еще не зрел, и ему проще не ругаться, чем определять, можно или нельзя именно в этот момент.
А вот взрослые уже могут себя вполне контролировать и в некоторых ситуациях — даже самые благовоспитанные люди, на которых бы «никогда не подумал» — отпускают контроль и матерятся, а в других — мат полностью под запретом.
Опубликовано в Внешний мир