Достоевский Ф.М. (выписки)
Ф.М. Достоевский. «Бесы». М.: Художественная литература, 1990.
Стр. 68-69.
— Административный восторг? Не знаю что такое.
— То есть… Вы знаете, у нас… Одним словом, поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь билетов на железную дорогу, и эта ничтожность сейчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет, чтоб показать вам свою власть. «Дай-ка, дескать, я покажу над тобою мою власть…» И это в них до административного восторга доходит…
Стр. 87.
«Почему это, я заметил, — шепнул мне раз тогда Степан Трофимович, — почему эти все отчаянные социалисты и коммунисты в то же время и такие неимоверные скряги, приобретатели, собственники, и даже так, что чем больше он социалист, чем дальше пошел, тем сильнее и собственник… почему это?…»
Стр. 94.
…все эти наши господа таланты средней руки, принимаемые, по обыкновению, при жизни чуть не за гениев, — не только исчезают чуть не бесследно и как-то вдруг из памяти людей, когда умирают, но случается, что даже и при жизни их, чуть лишь подрастет новое поколение, сменяющее то, при котором они действовали, — забываются и пренебрегаются всеми непостижимо скоро. Как-то это вдруг у нас происходит, точно перемена декорации в театре.
Стр. 142.
…они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться! Тут одна только животная, бесконечная ненависть к России, в организм въевшаяся…
Стр. 256.
Видно, правда, что вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек.
Стр. 307.
…самые высокие художественные таланты могут быть ужаснейшими мерзавцами и… одно другому не мешает.
Стр. 311-312.
Вообще в каждом несчастии ближнего есть всегда нечно веселящее посторонний глаз — и даже кто бы вы ни были.
Стр. 398.
Нет ничего несноснее, когда человек несчастен, а ему тут-то и указывают сто друзей, как он сглупил.
Стр. 408.
…(ну предположите, что сама Юлия Михайловна впоследствии, и уже не в торжестве, а почти раскаиваясь, — ибо женщина никогда вполне не раскается — сообщила мне частичку этой истории).
Стр. 584.
Попросите простолюдина что-нибудь для вас сделать, и он вам, если может и хочет, услужит старательно и радушно; но попросите его сходить за водочкой — и обыкновенное спокойное радушие переходит вдруг в какую-то торопливую, радостную услужливость, почти в родственную о вас заботливость. Идущий за водкой, — хотя будете пить только вы, а не он, и он знает это заранее, — все равно ощущает как бы некоторую часть вашего будущего удовлетворения…
Стр. 628.
…Напротив, полный атеизм почтеннее светского равнодушия…
Совершенный атеизм стоит на предпоследней верхней ступени до совершеннейшей веры (там перешагнет ли ее, нет ли), а равнодушный никакой веры не имеет кроме дурного страха.
Опубликовано в Чтение