Что такое сенсорная алалия
www.alalia.ru -все о сенсорной алалии, заходите на сайт и форум
В интернете можно встретить достаточно подробное описание этого речеовго растройства. Наиболее информативно и грамотно, мне кажется, написано на сайте Логопед.ру.
Но тем людям, которые не знакомы с ребенком-алаликом, такое описание почти ничего не дает. Постоянно общаясь со своим почти 4-летним сыном, я нашла более простое и точное описание расстройства, которое поймет всякий.
Представьте что вы, взрослый русский человек, попадаете в какую-то африканскую страну.
Там никто не говорит не только по-русски, но и по-английски. Да и сам африканский язык чужд по звукам и словам в целом.
Вас никто ничему не учит. Вы просто живете, вернее, пытаетесь жить. Ваш интеллект не страдает от того, что вы ничего не понимаете. Просто вы совершенно не понимаете речь других людей.
Сколько времени вам понадобится, чтобы из африканских диалогов вычленить названия стола, стула, молока? Наверное, много.
Совершенно точно также чувствует себя алалик. Он все слышит, он далеко не глуп. Но русские слова к нему совершенно не лепятся, как к нам не лепились бы африканские. У него нет «дара речи», который есть у обычных детей.
Родители тут могут сыграть огромную роль. Если с ребенком не заниматься, то ему потребуется гораздо больше времени на освоение родного языка. Медикаментозное лечение, несомненно, помогает, но играет второстепенную, вспомогательную роль. Главное — понять, как близкие могут научить ребенка говорить.
Специалисты для детей с тяжелой формой алалии считают необходимым посещение спецучреждений: логопедических детских садов, санаториев. Но никто не сможет сделать для ребенка больше, чем его мама.
Опубликовано в Сенсорная алалия
Декабрь 5th, 2007 at 15:38
Добрый день.
Можно ли с вами посоветоваться насчет лечения алалии? Дочке моей подруги поставили диагноз, живут они в Украине, без интернета, находятся в полном отчаянии.
Декабрь 5th, 2007 at 16:04
Посоветоваться можно, конечно. Отвечу на e-mail.
Декабрь 14th, 2007 at 15:02
Есть ли связь сенсорной алалии с аутизмом? Дело в том, что лечим аутизм, а может быть, это всего лишь сенсорная алалия…
Декабрь 14th, 2007 at 15:29
Про аутизм знаю только в общих чертах. Но при алалии нет проблем с общением. Федор мой может подойти к другому мальчику и попросить машинку или позвать играть, почти без слов, правда, но подойдет легко. И в детском саду среди ребят себя чувствует свободно, к взрослым чужим страха не испытывает. Мне кажется, алалия может принимать некоторые формы аутизма, если у ребенка уже есть комплекс по поводу того, что он не такой как все.
Сентябрь 12th, 2008 at 11:43
аутизм будет сильно отличаться от алалии по следующим двум признакам:
1. нет указательного жеста.
2. никогда не делиться — ни по просьбе, ни по собстенной воле, не дает свои игрушки и еду другим, за исключением ситуации, когда аутист четко дает понять зачем он дает вам этот предмет. (открыть, завести, починить).
Общение с другими детьми вполне может быть и при аутизме.
Сентябрь 12th, 2008 at 11:59
Спасибо. Очень ценно. В принципе, Федор у меня показывал рукой в сторону шкафа, например, с просьбой что-то достать. Да и делиться делится — откусить может дать, фломастер, поменяться, если самому что-то нужно. Но это вот-вот только началось, а до 3,5 лет вполне можно было сказать, что он никому ничего не дает никогда. Начал давать, когда слова стал понимать, когда опыт пользы от обмена игрушками почувствовал. Иногда скажет: «ну ладно, на, играй» — с видом подобревшего хозяина.
Может, вы еще какие отличия знаете, пусть второстепенные? Может ли алалия и аутизм быть сопутствующими или первое исключает второе?
Сентябрь 12th, 2008 at 17:48
Можно я добавлю, раз тут про аутизм упоминается? :-)
Не только указательного жеста нет, но и реакция на указательный жест взрослого может быть от игнорирования до неадекватного расстойства и отворачивания головы в противоположную сторону (такие моменты могут уже насторожить родителя в возрасте ребёнка 1.5 года ). При соответствующих упражнениях, возможно весьма быстрое обучение всему этому. В процессе обучения (у знакомого аутического мальчика) наблюдала вот что: малыш уже понимал просьбы: «покажи, где носик, глазки», ребёнок брал палец мамы и правильно показывал им, на своём лице, носик и глазки. У нас тоже аутический мальчик и на каком-то этапе тянул нас за руку и показывал ею на необходимый предмет. Ещё хотела отметить, что аутический ребёнок либо совсем не смотрит в глаза, либо смотрит, но не внимательно, как бы вскользь, непродолжительно,» невнимательно-изучающе». «Не читает мимику взрослого» (не отреагирует удивлением на удивление и т. п.), не угадывает настроение взрослого. Не сразу реагирует на просьбу откликнуться, так называемая «псевдоглухота».
А вот в плане того, чтобы делиться, у нас более не менее спокойно происходит, по крайней мере я не вижу особой разницы по сравнению с другими детьми. Наблюдала правда, как этот момент, для деток с подобной проблемой, оказывался очень болезненным. На сколько я понимаю, для аутических деток, возможны крайности: одному только бы дорваться до других детей, а другой сторонится; один часто высказывает неприязнь к близким (сторонится, наровит убежать), а другой- «мамина радость»- маму обожает и др. ; один как рыба, воду любит, а другой станет переодевать одежду ,если заметит, что попала капля воды, не говоря про умывание; один рад всему новенькому, а другой сильно требует соблюдение одной и той же рутины и т.д. Причём один и тот же ребёнок, в разные периоды, может впадать то в одну, то в другую крайность. А может всё и без сильно выраженных экстримов протекать. Всё что тут написала, хорошо заметно у ребёнка до трёх лет, а если с ребёнком (до выяснения диагноза) усиленно занимаются, то по-моему картина уже смазывается и нужна помощь хорошего специалиста, чтобы разобраться. Хотелось бы о разнице между аутизмом и алалией от специалиста узнать :-). Мне кажется поведение деток может быть где-то сходным вследствии нарушения восприятия, понимания речи (например не выполнение простых инструкций).
Сентябрь 12th, 2008 at 17:57
Юлии, Ольге.
Простите, я кажется не аккуратно выразилась в предыдущем комментарии. Мне лично очень интересно, когда вы делитесь своим мнением в сравнении алалии и аутизма. Имела ввиду, что может специалист может сравнить проблемы более профессионально и обстоятельнее.
Сентябрь 12th, 2008 at 19:23
Я ещё немного допишу :-).
Вот, что при аутизме имеет место быть и, мне думается, врядли будет при алалии: аутический ребёнок видит яблоко, к примеру, хочет его, но то, что для этого нужно использовать слово «яблоко» у него «не срабатывает» и не потому, что он физиологически не может сказать слово «яблоко», просто сама связь желаемого и наименование его нарушена. Знаю, что если ребёнка обучить использовать изображение «желаемого», давая такое изображение взрослому вместо называния слова, то он начинает вполне удовлетворительно общаться (взрослый в процессе получения изображения, называет словом то, что изображено и ребёнок постепенно может обучиться нормальному использованию слов.
Сентябрь 20th, 2008 at 05:48
Дополнение к моему коментарию от 12.09.08. Здесь про сенсорную алалию, а я всё про аутизм пишу :-).
Я пытаюсь понять: на основании чего опытный специалист может поставить диагноз аутизма ребёнку, уже в полтора годика.Встречали специалиста, которая распознала проблему у своего собственного дитя в этом возрасте и слышали, что родители, имея одного аутического ребёнка, спешат так рано проверить другого. Ведь с полуторогодовалого ещё спроса особого нет — он может и не понимать и не говорить и т.д. Понятно, что есть тяжкие случаи, когда диагноз очевиден, а когда всё выглядит «нормально»? Наткнулась случайно на статью (http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=41&id=7699 ) и там на такое определение: «Аутизм – это тяжелое расстройство, при котором серьезно нарушена связь ребенка с окружающими, его эмоциональная реакция. Несмотря на то, что диагноз у деток одинаковый, проявляется он всегда по-разному…» И тут я нашла ответ на свой вопрос. В том возрасте, когда ещё ребёнок может не понимать, не говорить, по всякому себя вести, специалист увидит «нарушение связи с окружающими», прежде всего с родителями и нарушение эмоциональной реакции. В Великобритании, такие специфические нарушения уже отнесут к расстройствам аутического спектра. Ещё неизвестно каким будет аутизм этого ребёнка: как быстро он будет учиться понимать, когда заговорит, будет навязчив в общении или будет сторонится и т.д. (см.ком.от 12.09.08), а начало уже можно выявить и помочь родителям научится чувствовать ребёнка, найти с ним контакт, что существенно может повлиять на дальнейшее развитие. И вот проблему удаётся обнаружить достаточно рано, начинают активно работать с ребёнком, он сильно прогрессирует в понимании, начинает говорить, обучается многому и во всём этом может идти в ногу с ровесниками, но вот это «нарушение связи с окружающими» и «нарушение эмоциональной реакции» восстановить полностью в норму невозможно, хотя конечно улучшения могут быть значительными. Так понимаю, что при алалии, такие нарушения могут быть вторичными, тогда как при аутизме они первичны. Всё , вышесказанное-моё частное мнение.
Сентябрь 20th, 2008 at 12:25
Вставлю небольшую ремарку от себя.
Мир такой агрессивный и безбожный, что иногда кажется благом некое «нарушение связи с окружающим» у алалика. Главное, не нарушить связи со своим внутренним миром, что весьма часто можно наблюдать у обычных людей. Склонен думать, что все это промыслительно. Я не говорю о том, что поэтому не надо заниматься с ребенком. Нет, конечно. Но то, что «нарушение связи с окружающими восстановить полностью в норму невозможно» не так уж и страшно, по-моему.
Сентябрь 22nd, 2008 at 01:16
Благодарю вас, Ростислав, за важную ремарку. Мой супруг, в отношении нашего ребёнка, рассуждает аналогично. Я безусловно согласна и не могу не отметить, что все эти размышления, меня сильно поддерживают.
Сентябрь 22nd, 2008 at 02:20
И ещё одна небольшая ремарка. Я очень долго пыталась понять для себя, что же у моей дочки сенсорная алалия или гиперлексия. В принципе, эти два заболевания (если можно так выразится) очень схожи между собой. То же непонимание чужой речи, та же невозможность собрать из кусочков мыслей единое целое и облечь всё это в осмысленное, понятное другим предложение. Но между алалией и гиперлексией есть два очень явных отличия: 1) гиперлексики очень быстро обучаются чтению, но их чтение чисто «механическое», без понимания смысла прочитанного, и 2) гиперлексия — одно из проявлений аутизма (напоминаю, что диапазон аутистических проявлений необычайно широк, от слабо выраженных до максимальных). Гиперлексия — это нарушение понимания обращенной речи, которое может сопровождать синдром Аспергера. Таким образом, разница заключается в том, что основное в гиперлексии — это нарушение общения по аутистическому типу, в то время как при сенсорной алалии основным является нарушения понимания обращенной речи, без нарушения механизма общения или нарушение общения вторично.
Сентябрь 22nd, 2008 at 14:53
Наверное, раз вы легко научились читать — вы скорее гиперлексики, а мы — алалики :)
Но по преодолению этих расстройств очень много общего, видела даже в сети книжку с занятиями, на которой подписано: для аутистов и сенсорных алаликов.
Сентябрь 22nd, 2008 at 15:32
Нет, гиперлексия — совершенно однозначно одно из проявлений аутичного ребёнка. Так характеризуют гиперлексию логопеды и психологи во всём мире. Моя дочка не имеет черт, характерных для аутичных детей. И, что самое главное, как я понимаю, у неё нет нарушения общения по аутистическому типу, у неё основаня проблема — нарушение понимания обращённой речи, и, как следствие, недоразвитие собственной. С ней сейчас занимается логопед, детский психолог, да и я дома выполняю все их рекомендации и задания. Очень хочется надеяться, что к школе мы сможем если не устранить полностью эту проблему, но в достаточной степени откорректировать её.
Сентябрь 22nd, 2008 at 16:28
А можете вы сколько-нибудь четко обозначить, в чем разница между нарушением общения по аутистическому типу и нарушением понимания обращенной речи?
Тут давно об этом говорится, но критериев все нет.
У меня у Федора были и жесты, как теперь вспоминаю — даже конкретные в книге, взгляд в глаза с трех недель, просто не отрывался, проблемы с тем, чтобы поделиться — тоже скорее возрастные, как сейчас у меня у трехлетней дочери. Может ли это быть причиной исключения аутизма? На какие вопросы нужно ответить, чтобы его исключить и окончательно остановиться на алалии? Если знаете — поделитесь.
Сентябрь 22nd, 2008 at 16:41
Попробуем отделить мух от котлет. )) Одной из форм таких нарушений общения по аутистическому типу является мутизм — отказ ребенка от общения, — который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т.п, избегание общения даже с очень близкими людьми, избегание вербального взаимодействия (глаза в глаза), а так же негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Зачастую такие дети просто боятся разговаривать и сильно заикаются.
Сентябрь 22nd, 2008 at 16:44
Вот что ещё нашла.
Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.
Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразитеьная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности. Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает его. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.
То есть признаки аутичности проявляются с первых же месяцев жизни ребёнка. Если Вы видите возрастные изменения в пределах нормы, то об аутизме речи здесь не идёт, как я понимаю. В противном случае, Вы, как внимательная мама, уже давно заметили бы аутичные черты характера у Феди.
Сентябрь 22nd, 2008 at 16:51
Так, всё что-то я как-то не закончу. Так вот у моей дочки явно нет ничего близкого к нарушению механизма общения, она прекрасно общается, получает удовольствие от общения с детьми (со взрослыми сложнее, но и это, думаю, перерастём), с удовольствием ходит в садик, играет, участвует в мероприятиях. Для аутичного ребёнка, в принципе, проблемно находиться в большом коллективе. Эти детки закрыты для окружающих, не принимают участия в играх, утренниках. Обычно эти дети или сидят где-то в уголке в одиночестве или вообще прячутся в каких-либо закрытых помещениях. И уж, совершенно однозначно, не получают никакого удовольствия от посещения сада и общения с другими людьми, не важно, дети это или взрослые.
Сентябрь 23rd, 2008 at 10:11
НУ, судя по описанию, у нас тоже признаков аутизма нет.
Вообще, первые подозрения что что-то не так появились ближе к 1,5 годам, именно когда уже естественно ожидать понимания и реакции на слова — и ее не было.
Первый год жизни обычный, похож как был у старшей дочери. И агукали, в глаза смотрели, и маму любили, и других взрослых (правда, мужчин по преимуществу, что до сих пор у него сохраняется). Кушали исключительно сами с 1 года, с горшком полностью и окончательно подружились в 2,5 года. В садик пошли нормально, детей очень любит — особенно мальчишек, даже на площадках спокойно контактирует с незнакомыми мальчиками, гостей любит, в том числе взрослых. В садике танцевал на утреннике (стихи не читал по понятным причинам), задания на занятиях все выполнял. И хотя там ему не было вполне комфортно, но он явно претендовал на лидерство и дрался, отстаивая свой взгляд на жизнь.
Сейчас пошел в школу для дошколят, в восторге просто.
Разговаривать начал в 1,5 года, но это было «логорея» — словесный салат. Он, правда, этого не сколько не смущался и толкал громкие речи. Прошло это по мере появления достаточного количества нормальных слов, которыми он мог выражать худо бедно свои мысли.
Так что, похоже, аутизм это все-таки не про нас. И надо сосредоточиться на алалии.
Очень хороший материал по сенсорной алалии есть в книге Парамоной Л.Г. «Логопедия для всех», оттуда я почерпнула первые знания о ней и до сих пор не встречала более подробного освещения этого расстройства.
Апрель 1st, 2010 at 13:26
[…] алалия” от 17 ноября 2007 года (было продублировано на Ребенках.ру 17 ноября 2007 […]