Воспитание аккуратности
Когда идет речь о воспитании аккуратности и чистоплотности, то прежде всего, мне кажется, нужно представить, какого взрослого я хочу вырастить из своего ребенка.
С одной стороны, чисто одетый, причесанный, умытый, все вещи в порядке, также порядок в комнате и в личных вещах — идеально для любой мамы. С другой стороны, важен не только внешний вид, внешний вид даже второстепенен по сравнению с настроением. Для меня главное в детях — благодушие, легкое отношение к мелким неприятностям и готовность их потерпеть, не заметив, преодолев и исправив, если последнее возможно.
И вот дети, которые приучены к идеальному порядку, которые не знают, что такое быть испачканным, что такое чем-то заняться в беспорядке, что такое пройти по улице с пятном на одежде, не прополоскать рот после еды и т.д., выросли.
То, что они усвоили в детстве, без сомнения перенесут они во взрослую жизнь. А взрослая жизнь заставит их встать перед выбором: соблюсти чистоту или отказаться от нее. Из случаев, когда от идеального порядка приходится отказываться, вся жизнь и состоит. Работа, с физическим трудом связанная — первое препятствие на пути чистоты. Потом — дети, где много детей — никогда не будет порядка. Потом приходится выбирать, потратить время на уборку или кому-то помочь, почитать или погулять. Чтобы помочь старику перейти дорогу — нужно взяться за замусоленный рукав его одежды. Чтобы успеть вовремя — пробежаться, растрепав при этом прическу и одежду, вспотев.
И каждый раз выбор не в пользу чистоты будет причинять боль, неудовольствие человеку чистоплотному, будет портить настроение. Он не сможет взять в руки мокрую вилку, не сможет прикоснуться к пыльному столу и не сможет одеть не выглаженную рубашку, а если сможет, то это будет для него неприятно.
Все это не так уж и плохо, но мне не хотелось бы, чтобы душевное состояние моих детей зависело от того, из вымытой кружки они попили или из той, из которой я только что пила. Поэтому хотелось бы найти нужный баланс в воспитании чистоплотности и аккуратности. Конечно, руки после песочницы нужно помыть, одежду в гости одеть чистую и красивую. Когда речь идет об угрозе здоровью или об уважении к другому человеку, без сомнения, нужно поставить аккуратность и чистоту на первое место. Но чистоплотность не должна быть принципиальной, чистотой ради самой чистоты.
Человеку, который может спокойно поесть вчерашнюю еду, одеть заношенную юбку, пройти в грязный ботинках — легче жить, легче жить для других и рядом с другими. Пусть невычищенные ботинки будут не правилом, пусть чистые ботинки будут тем, чем можно поступиться.
Вот чего я хотела бы от своих детей и что буду стараться воспитать в них. Конечно, я стараюсь их чисто одевать, купать, поддерживать в их комнате и квартире хотя бы относительный порядок. Но если ребенок капризничает — лучше выпустить его на улицу с неостриженными ногтями, чем во что бы то ни стало в этот момент стричь их. Если ребенок бежит к тебе чтобы обнять, лучше обняться с ним несмотря на его грязные руки или испачканную одежду, чем остановить этот порыв и указать на нечистоту, лучше потом, обняв и приласкав, показать шутя, что грязные руки испачкали юбку и придется ее стирать. Так лучше и правильнее и для меня, и для детей.
Опубликовано в «Воспитательные» заметки
Июнь 22nd, 2007 at 09:49
Австралийские ученые заметили, что современные дети в среднем лишь 10% своего свободного времени проводят на улице. И пришли к выводу: они мало гуляют из-за того, что у их родителей появился «синдром чистого ребенка». Далее…
Июль 10th, 2007 at 05:53
А еще — излишняя чистота снижает иммунитет, ибо он растет только в борьбе с микробами.
Март 9th, 2010 at 22:39
немного поверхносто написанная заметка. Аккуратность и чистоплотность — вовсе не синонимы, и не всегда уживаются в одном человеке. есть люди, которых бесит именно беспорядок, есть люди, которые терпеть не могут грязь. А к чему относится «не сможет взять в руки мокрую вилку» — вообще непонятно…
Март 9th, 2010 at 23:44
«Не сможет взять в руки мокрую вилку» — это к нашей семье относится. Мне кажется, что написано не поверхностно, а скорее очень конкретно: проблема показана в узком срезе реально существующих обстоятельств, так что многие аспекты просто не затронуты.