Сказки Лидии Чарской
Писательница рубежа XX века сейчас вновь набирает популярность. Выходит в свет ее собрание сочинений — более 40 томов повестей. Чтобы познакомиться с писательницей, выписала аудио книгу ее сказок.
Сказки интересные, пятилетняя дочь слушает с удовольствием. Сказки эти про королей, рыцарей, волшебников и их подданных.
Однако впечатление у меня самой скорее неприятное. Вроде бы без насилия, обмана, как у братьев Гримм. Не такие печальные и безысходные концовки, как у Андерсена. И вообще, вполне христианские. Воспеваются добродетели, показывается их превосходство над ценностями мира сего.
Но все же христианство это какое-то революционное. Слишком напоминает советские редакции русских сказок. Дело в том, что в большинстве из них все-таки есть богатые и бедные. И разделение довольно четкое. Так вот, порок, бесчестие — это принадлежность высших слоев. Если не все представители королевского семейства, то один уж обязательно. Если король оказывается хорошим, то он просто не знает, какие безобразия над народом творят его сановники. Ханжество, жестокость, сребролюбие. И еще многое другое. А в среде бедняков — несчастные и невиновные терпят произвол властей.
Это совершенно нехристианский взгляд на вещи. Порок не знает различия в материальном состоянии человека. У бедного меньше возможности проявить свои плохие черты, потому что он также беден и бесправен, как его ближайшие соседи. Но посади бедняка на царский трон — он может вести себя похлеще любого короля. Одинаковые страсти гнездятся в крестьянской избе и королевском дворце.
Поэтому сказки Чарской, на мой взгляд, не слишком христианские, в духе своего времени. Они исподволь навязывают мнение — что богатые плохие, капризные, жестокие. А бедные хороши просто потому, что они бедные.
Это советское видение. Помню у мужа на уроке истории в 10 классе одна девочка, вроде бы уже взрослая, с уверенностью отвечала, что все помещики, высшие слои дореволюционные вообще, — жестокие, несправедливые эксплуататоры. «А Пушкин? — спрашивает муж. — А Третьяков? Они тоже?» И она не знает что ответить. Потому что с детства твердили ей о плохих богатеньких дядях, которые не хотели делиться своими деньгами и притесняли бедняков.
Так что о пользе сказок Лидии Чарской еще можно поспорить. И нельзя так просто брать все дореволюционное и возносить его. Ее повести, правда, пока не читала. Обязательно почитаю несколько и потом уже решу, подходят ли они детям или нет.
Опубликовано в Чтение
Январь 18th, 2008 at 12:23
Надо же, я даже не помню тот школьный случай. А что поняла Чарскую, спасибо!