Об искусстве и не только
Читая «Обрыв» Гончарова (на этот раз я читаю довольно медленно, по чуть-чуть), наткнулась вот на такую фразу, сказанную профессиональным художником талантливому, но не желающему терпеливо учиться герою Гончарова:
«Нельзя наслаждаться жизнью, шалить, ездить в гости, танцевать и, между прочим, сочинять, рисовать, чертить и ваять. Нет, — горячо и почти грубо напал он на Райского»…
Не знаю, насколько религиозен был Гончаров. Книга «Гончаров и Православие» Мельника показала, что всякая попытка найти религиозную составляющую в его творчестве искусственна, притянута, скорее приводит к обратному эффекту. И однако эта цитата в моем сознании глубоко ассоциируется с христианством: если нельзя быть художником наполовину, то тем более нельзя быть наполовину христианином. Вера должна пронизывать все, а что она не может пронизать, должно быть откинуто. Только тогда:
…»призвание и служение совершатся, и тогда только «много ваша мзда», то есть бессмертие».
После этого нельзя сказать, что Гончаров не религиозен, хотя его религиозность пока никому не удалось поймать словами.
Опубликовано в Чтение
Сентябрь 30th, 2011 at 17:44
ИМХО надо смотреть на всю жизнь человека в целом. Очень многие художники и писатели часто говорят как истинные христиане, особенно когда рачь идет о творчестве, а вот копни чуть глубже… и все, счастливая картинка рассыпается. Послушать моего папу, когда он говорит о переводах и как надо служить людям в этом деле, много чего подумаешь, а как рубанет, что 6 детей это ненормально — сразу все понятно становится. А можно понаблюдать за его жизнью — сразу станет поянтно, что это идеально клиент-ориентированный товарищ.И просто очень порядочный человек. Но никак не истовый христианин.
Сентябрь 30th, 2011 at 22:13
В книжке «Гончаров и Православие» как раз и сделана попытка показать Гончарова «истовым христианином», который во все свои образы вкладывал какую-то христианскую идею. Но, конечно, ничего он не пихал. Думаю, это религиозность более широко плана, культурная религиозность, которая часто бывает у людей не близких к Церкви.