Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

О подростках

Июнь 16th, 2014

Думаю о подростковой агрессивности и жестокости. Я не говорю о патологиях, под жестокостями не имею ввиду издевательства над животными или тем более людьми. Нет. Скорее, я об отсутствии сострадания, искреннего интереса к родителям, наплевательского отношения к окружающим и о готовности жестко откинуть назад каждого, кто захочет указать на неправильность оного поведения. О любви ко всяким философским теориям (для более интеллектуально развитых) и направлениям в массовой культуре (для тех, кто попроще), которые можно характеризовать как негуманные и античеловечные. Мне кажется, это от того, что картина мира подростка идеально вписывается в такие теории и направления.

Подростки пока не могут глубоко анализировать: поступки и, особенно, мотивы других людей. И свои тоже. Потому судят чисто внешне. А внешне — мир очень жесток. Родители могут заботиться о ребенке, убиваясь на работе, но для ребенка постоянная занятость родителей является проявлением их равнодушия. Учителя могут печься о благе ученика, вдалбливая в него знания, но для него они — существенно не угадывают имеющиеся у него задатки и потому насилуют интеллект и волю. И т.д. Вот эта первоначальная оценка мира, которая появляется в начале подроскового периода — часто очень негативная. И подростку нужно как-то выживать в этой атмосфере. Поэтому он и берет за основу идею, что мир зол и что хорошее, чего в его жизни нет, — плохо, а плохое, что он постоянно имеет, — хорошо. Он видит вокруг плохое — и оценивает это как нечно нормальное, и это помогает ему выжить. Или дожить до того периода, когда ему, по мере взросления, будут открываться новые аспекты человеческого существования, когда он начнет через что-то проходить сам и в этом прохождении узнавать взрослых, переоценивая их поступки.

Вообще, подростку, как и любому человеку, в силу самозащитных каких-то функций свойственно приходить к убеждению, что то, что его окружает — это правильно. И если подросток увлекается какими-то страшными вещами — нужно понимать, что он нашел в этих вещах обоснование своей реальности. Значит, его реальность такая непривлекательная.

Обычно взгляды подростка воспринимаются как неадекватные. Что он не нормально оценивает реальность. Но на самом деле — проблема не в оценке, а в реальности. И если такая проблема возникла, нужно подумать о том, что ребенка окружало и окружает, как можно изменить эту реальность. Изменится реальность — изменятся взгляды. В крайнем случае, можно просто не трогать подростка — и по мере взросления и более глубокого понимания реальности его взгляды сами начнут меняться.

Самых плачевных результатов добиваются те родители, которые, не меняя реальность, в которой живет подросток, начинают менять его взгляды. Если им это удастся — значит, они подавили в ребенке его личность и поселили раздвоенность, значит, он согласился с тем, что реальность одна, а теория — другая, что дела мира — плохи, а сам мир — хорош. Но скорее всего им это провернуть не удастся (подростки, в основном, все-таки имеют здоровую и устойчивую к внешнему влиянию психику, если патологии не развились в раннем детстве) и приведет к вечной конфронтации, на десятилетия, между поколениями.

В идеале, конечно, подросток должен вступать в этот сложный период, видя мир добрым. Тогда у него теотеризация мировоззрения будет основана на позитивных философских течениях или направлениях культуры. Тогда возможно, что ребенок воспримет православную веру от родителей: не если они будут его учить с пеленок основам веры, а если православный взгляд на устройство мира совпадет с тем, каким мир видит ребенок, если в окружающей его жизни превалируют жертвенность и просвещенность (книжная или житейская) на фоне сохранения каждым человеком своей личности со своими отношениями с Богом.

Опубликовано в В семье, Вера, Дети и православие

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.