Е. Поселянин. Значение праздника Успения. 1907
День Успения Богоматери представляется одним из великих праздников: великих и по мнению церкви, и по отношению к нему народа.
Церковь готовит верующих к этому празднику постом, строгость которого соответствует великому поста, а народное усердие придает этому дню особое значение. Сознательному христианину день Успения представляется с детства особо значительным, стоя радом с заветными днями Рождества и Воскресения Христова.
Постараемся дать себе отчет, чем именно велик день Успения и к каким упованиям и предчувствиям возводит он верующее сердце.
Это прежде всего торжество жизни, победа жизни на той смертью, которая до пришествия Христа в мир была невыразимым пугалом, грозным ужасом человечества.
Мы, выросшие в «чаянии воскресения» мертвых и жизни будущего века, не можем себе и представить весь тот безвыходный трагизм, который рисовался дохристианским людям при этом страшном слове. Уйти от жизни, несмотря на ее тяжелые стороны, все же блещущей красками, солнцем, в царство теней, где нет ни надежд, ни просвета; погрузиться в безысходную тьму: вот что значило умереть для ветхозаветных людей. Но воскрес Христос – и смерть исчезла, попрана, раздавлена и теперь словно посмеивается над ней христианство, восклицая: «где твое, смерть, жало? где твоя, ад, победа?» И теперь верующим людям смерть рисуется не умалением, замиранием, отливом жизни, а могучим ее приливом, вступлением людского бытия в новый счастливейший фазис, так что, повторяя слова, какими поэт воспел весну, мы можем воскликнуть о смерти: «Набегает жизни новой торжествующий прилив».
«Прейде от смерти в живот»: вот как определяет теперь христианство то страшное событие, какое раньше люди называли смертью. Это самое слово выпало даже из христианской терминологии: оно стало мертвым, ошибочным звуком, словом, обветшалых, оставленных понятий, словом без всякого реального значения
И вот, переход к вечной жизни той, которая стала источником вечной жизни для всего человечества, мы торжествуем теперь в день Успения Богоматери. И, если мы вдумаемся в то, как, несмотря на все ни с чем не несравнимое величие Ее души, была все же человечески ограничена Ее духовная сила, и как развилась в условиях небесной свободы Ее деятельность: мы еще более проникнемся верой в бессмертие, загробное счастье, в наш загробный рассвет.
«Отныне ублажат Мя вси роди»… «Блажат Тя мира концы»… И это пророчество Богоматери и эта церковная о Ней песнь сбылись – и как сбылись».
После Ее Успения, жизнь Богоматери слилась с жизнью вселенной.
Помните ли вы это трогательное церковное предание, совпадающее со знаменательным и трогательным праздником Покрова Богородицы? По церковным преданиям, свидетель явления Богоматери, блаженный Андрей, был восхищен в райские обители, где ангел водил его к разным святым. В конце этого хождения, не видав еще Той, которую больше всего жаждало видеть в небе его сердце, Андрей спросил у ангела: «Где же тут дом преблагословенной Матери Божией?» и ему был ответ: «Ее нет здесь. Она отошла в многоскорбный мир утешать плачущих и исцелять больных»…
Да, Ее жизнь слилась с жизнью вселенной, и нет того поселка в христианском мире, из которого не неслась бы горячая мольба к Ней, Царице неба, Матери земли. Мир полон воспоминаниями о Ней, род людской воистину блажит Ее по всем концам мира. не только отдельные люди, но целые народы, как прежде монархическая Франция, и на всем протяжении своей истории Россия считают Богоматерь своей заступницей и покровительницей. Сколько Ей храмов посвящено христианским миром, сколько алтарей, сколько повсеместно чтимых прославленных икон, и сколько известных лишь в тесных семейных кружках заветных семейных икон Богоматери, говорят о глубочайшей к Ней вере. Эта вера составляет одну из отраднейших черт христианства. Зараженному язвой первородного греха человечеству нужна была всесильная предстательница, смягчающая словом милосердия приговоры праведного Судии.
Да, Богоматерь принадлежит нам! Помня завет Христов на Голгофе, мы считаем Ее своей Матерью, уверенные, что Она никогда, несмотря ни на какие наши грехи, не отречется от нас, как от своих детей. Она даже ближе к нам, чем была к современным Ей поколениям христиан, которые жадно стремились видеть матерь Иисусову и в этой жажде ехали к Ней со всех сторон тогдашнего мира.
Величественными чертами полны церковные сказания о последних годах жизни Богоматери. Как фарисеи и книжники ненавидели Ее, бывшую одним уже своим благодатным ликом живой проповедью христианства, и старались погубить Ее, и как охраняла Ее от них вышняя сила. Как была она милосердна к бедным, которым помогала «сколько могла» (потому что еще ограничены были тогда земными условиями Ее силы), Как тосковала Ее материнская душа в разлуке с Божественным Сыном. Как любила Она ходить на места, где пострадал Христос, и как при входе Ее в сад Гефсиманский деревья склонялись перед Ней своими вершинами.
И вот, темные цепи пали, разлуки более нет. Божественный Сын сходит с неба, чтобы принять на руки душу Матери, а затем возносит к Себе на небо и самое пречистое тело Ее.
И тут, как широка и благодатна стала деятельность Богоматери, Которую призывают ежеминутно в разных концах вселенной столько людей, и Которая слышит не только зовущих, но и часто предупреждает самые прошения людей, являясь к ним с обещанием помощи.
Успение Богоматери было не только дверью, которой Она вошла в райскую обитель, к престолу Своего Сына и Бога. Успение было и дверью, которой Богоматерь снизошла в людям, чтобы никогда более не отступить от них.
И вспоминая Успение Богоматери, мы празднуем не только Ее личное торжество, переход Ее к невыразимому блаженству от Ее многоскорбной жизни, но и начало Ее благодатной деятельности, Ее неутомимого и верного заступничества за род людской, за каждого из нас.
Вот этим и дорог нам праздник Успения.
Е. Поселялнин.
Церковные ведомости, №32 от 11 августа 1907 года.
Опубликовано в Внешний мир