«Форс-мажор»
Неделю назад где-то интересный фильм посмотрела. «Форс-мажор». 2014 года. Швеция, Франция, Норвегия. Декорации там не особо меняются. Кто хочет фильм смотреть — заметку лучше не читать, потому что я хочу написать все, что в этом фильме увидела.
Семья приехала на отдых в горы, покататься на лыжах. И вот пять дней они выходят кататься. На второй, по-моему, день, когда в горах на крыше кафе они обедали, начался сход лавины. Сначала это казалось просто забавным, потом — реально опасным. И отец семейства, схватив свой телефон и перчатки — убежал, бросив жену и дух детей в этом кафе.
В общем, по сюжету — это все. Опасность миновала, они все вернулись за стол и продолжили есть. Но дальше все пошло не так. Жена никак не могла простить мужа. Причем она не говорила ничего. Но атмосфера была напряжена. Очень удачно это показано в фильме. Вроде какие-то вопросы витают. Прорывает жену при чужих людях: два раза они садились ужинать с другими парами, и оба раза она начала рассказывать про сход лавины и бегство мужа. Первый раз он вообще сказал, что не убегал. Второй раз было видео — и он не мог уже отрицать, что убежал. В фильме не раскрыто, обманул ли он, когда первый раз говорил, что не убегал, или действительно так считал. Есть такая защитная функция в психике: сделав что-то плохое (страшное, странное, угрожающее ему), человек может реально считать, что он этого не делал.
Вроде как все они стараются жить дальше по запланированному. Но как раньше уже не получается. Дети капризны. Они злятся на родителей. Причем не на папу за то, что он убежал, а именно на родителей — за эту невидимую стену между ними, пугающую детей. То есть на обоих. Это тоже интересный факт: детям не важно, кто виноват. Взрослые должны это уладить, и ответственность лежит на обоих.
Пары, с которыми два вечера ужинают супруги, тоже не случайные. Одна — замужняя женщина, приехала отдохнуть от двух дочерей и мужа, живет в так называемом свободном браке, где они с мужем спокойно относятся к похождениям друг друга: типа, если супругу хорошо — то и для меня это благо. Детей это, по ее мнению, вообще не касается: их потребности удовлетворены, и этого достаточно. На лыжном курорте нашла себе мужчину. Вернее, нескольких по очереди, один из которых составил ей компанию на этом обеде.
Вторая пара: взрослый уже мужчина с молоденькой девушкой. Мужчина в разводе или просто с семьей и детьми давно не живет. Что с ними — особо не знает. Хорошо проводит время.
Рассказ о лавине и о поступке главы семейства в первой паре ничего не пробудил. Ну, может, немного удивления, типа как это так. Потом супруг сказал, что не убегал никуда — и на этом все кончилось. Вторая пара глубже на это среагировала. Девушка стала спрашивать, бросился бы ее спутник спасать ее. Для мужчины было очевидно, что бросился бы. Но она спросила: а где твоя семья, где твои дети, кто заботится о них сейчас? И ему нечего было ответить. И это в нем зародило беспокойство, так что он долго не мог уснуть. Потом, в финальной сцене, он нес на руках дочку главных героев во время долгого пути — и чувствовал удовлетворение тем, что защищает ребенка. И девушке это было приятно.
Что касается главных героев, то в последний день они вышли на лыжи в сильный туман. И когда все спустились с горы, мамы не оказалось. Не видно было вообще ничего. На десятый окрик послышался слабый зов о помощи. Тогда отец приказал детям ждать на месте и отправился за мамой. Их не было достаточно долго для того, чтобы заставить зрителя начать беспокоиться :). Но вот он выносит ее из тумана на руках. Все обнимаются, все рады, вместе возвращаются. Еще раз скажу комплимент авторам фильма: это не выглядит ни наигранно, ни фальшиво. Вообще, весь фильм смотрится реалистично и даже отчасти напряженно за счет отличной игры актеров.
Опять явно ничего не говорится, но создается впечатление, что она специально этот момент устроила, чтобы муж имел возможность в аналогичной с виду ситуации опасности проявить заботу о семье. Если это был расчет, то он был верен: это нужно было и мужу, и детям. Папа на глазах у детей спас маму. И после этого атмосфера разрядилась между ними.
Но это еще не конец был. Когда они возвращались с гор по серпантину на автобусе, водитель был то ли не умелый, то ли не в себе. И на поворотах постоянно выводил автобус чуть ли не в навес над склонами. Супруга забеспокоилась сразу. И когда на следующих поворотах стало понятно, что это не случайность и что так и будет продолжаться, настояла на том, чтобы открыть двери и выпустить всех пассажиров. Здесь уже не могло быть у нее никакого расчета, здесь абсолютно верная реакции жены и матери: не повторять ту ситуацию, в которой муж проявил слабость и которая привела к конфликту. Она не стала ждать, пока автобус повиснет над пропастью, чтобы узнать, бросится ли муж их спасать на этот раз. Она просто заранее вышла и вывела семью. Идти пешком было далеко и тяжело, но они шли вместе, были спокойны и даже радостны.
Не знаю, в чем была задумка авторов. Сознательно ли ими была предложена увиденная мной линия преодоления семейных конфликтов. Но мне, хоть ситуация и не стандартная, показалось правильным при слабости другого вовремя остановиться в разборках, дать возможность реабилитироваться (пусть и в искусственно созданной ситуации, но ведь не бросил же) и в будущем стараться по мере сил избегать и предотвращать случаи, где могут потребоваться отсутствующие у супруга качества. Своеобразное такое кино, но вполне в скандинавском шведско-норвежском стиле, от французской кинематографической легкости — только хорошая игра акторов.