Инфомания и информационная диета
Инфомания — это мое изобретенное словечко :). Так я стала обозначать свое желание усесться за компьютер, открыть книгу, посмотреть кино.
Оказывается, и к постоянному потоку информации тоже можно привыкнуть. Не знаю только, физиологическая ли это зависимость (идут какие-то процессы в головном мозге при обдумывании полученной информации) или душевная (переживания эмоциональные), или и то и другое вместе — как всегда и бывает.
Самое интересное, что зависимость ассоциируется с чем-то негативным. Поэтому далеко не сразу это слово приходит на ум в оценке того, что я переживаю. Ведь у меня идет строгий отбор информации: педагогика, психология, православие, дети, семья. Очень все полезно и даже необходимо. Ведь при обдумывании, так сказать, при обработке этой информации, я получаю что-то новое для себя, какие-то знания, какой-то опыт, который помогает мне управляться с повседневной жизнью.
«Одно дело — быть свалкой, где остается кучей всякий ненужный хлам. А другое дело — быть аппаратом по переработке информации во что-то полезное». Вот на этой-то мысли меня и заклинило. Значит, я перерабатываю информацию! Я машина по потреблению чего-то готового. Пусть это готовое не самого худшего качества, но все-таки готовое. Это не самое плохое что может быть, но наверное, может быть и лучше.
Вот чего не хватало мне. Тишины. Информационной тишины. Мне ее уже настойчиво хотелось, я даже устала — но устала не от жизни вообще, как думала, а устала от информационных потоков. Но я не понимала почему. А оказывается, потому что в этом потоке не рождалось ничего из моей души.
Оказывается, можно не только пользоваться хорошей информацией, но и что-то новое открывать. И чтобы открыть это новое, услышать в себе, нужно испытать в какой-то степени информационный голод. Если не будет внешних источников, информация пойдет изнутри.
Когда я так подумала, то устроила своего рода информационную диету: минимум интернета, фильмов и даже книг. Действительно, сначала испытываешь дискомфорт. Прям хоть по телефону с кем поговорить :) Но потом увидела плоды. Первое, что захотелось — это отвечать детям, разговаривать с ними, слушать их и даже вызывать на разговор. Когда голова занята обдумыванием какой-то важной информации по педагогике — отвечаешь автоматически на просьбу ребенка «не могу», как бы блокируешь то, что может перегрузить и без того занятую голову. А когда обдумывать нечего — «могу». И их крики не такие назойливые, оказывается, если есть место для них. И можно посидеть с ребенком рядом, не потому что он плачет, не потому что надо, а просто так — и для этого есть время, ведь не надо спешить что-то прочитать-написать, не надо заняться какой-то автоматической работой, чтобы при занятых руках было удобно погрузиться в то же обдумывание. Можно посидеть «просто так». Дети это сразу чувствуют: мама их не руками только, но вся целиком.
Второе — молитва. Да, протирая пыль и не имея что бы такое обдумать, вдруг обнаруживаешь, что всплывает молитва — коротенькие слова, которые раньше были в твоей жизни, а теперь почему-то нет, и давно уже нет.
И когда испытаешь это и опять погрузишься на какое-то время в информационный поток (влезла все-таки на форум правмировский) — уже не можешь не замечать разницу. И дети замечают тоже. Ксения прямо подошла и сказала: мама, что ты так долго сидишь за компьютером, Женя плачет. А ведь раньше не говорила, потому что мама, долгое время сидящая за компьютером и что-то сосредоточенно набирающая или пялящаяся в экран — было нормальным.
И живя живой жизнью, без миллиона полезных советов по воспитанию, духовной жизни, без православной ленты новостей — оказывается, что все не так уж плохо получается. Что дети слушаются ничуть не хуже, а понимать их становится легче.
Конечно, на информационную забастовку я не способна. Да и крайности — это всегда не полезно. А вот информационная диета — то самое, что мне нужно. Чтобы немного разгрузиться и дать место для Бога и близких людей не только в бытовом плане, но и в мыслях.
Опубликовано в В семье, С мыслью по жизни
Апрель 2nd, 2009 at 01:31
Такие же соображения и меня посещают.
Бывает начитаюсь и того и этого, а потом задумаюсь: ну и что я сейчас конкретно узнала, что обаготит мою жизнь? Чаще происходит, что нахожу поддержку своим взглядам, разрешаются какие-то колебания-это всё предаёт бодрости.
Каждый раз собираюсь не включать интернет днём, а вечером выделить определённое время, но почти не получается: бегу чего-нибудь глянуть прямо с утра.
Да, деток всегда сразу становится жалко, когда понимаешь, что своё внимание переключил на что-то другое, что оно не полностью отдано им. Тут меня часто заносит в обратную сторону:» ну сейчас маленькая, ещё капельку дочитаю, а потом мы с тобой столько всего…»
Апрель 2nd, 2009 at 09:33
Первая половина записи раскрывает причины кризиса вербальности. Вторая — кризиса воспитания. Развить, оформить и на правмир.
Апрель 2nd, 2009 at 11:41
К термину «информационная диета» можно добавить еще один термин — «информационный разгрузочный день» =))
Апрель 2nd, 2009 at 12:02
Вот-вот, потому что относишься к чтению-написанию как к разгрузке, как к способу передохнуть. Но это не правильно. Это тоже работа. Да, иногда нужно сменять деятельность и от кухни пересесть за стол или раскрыть книгу. Но это тоже работа, которая потребует определенных ресурсов: и физических, и умственных, и душевных. И самое главное — что информация очень медленно выводится из организма :), иной раз целый день в мыслях мусолишь какой-нибудь комментарий, не говорю уже о форумах и захватывающих книгах.
И нужно понимать, что на детей после такого «отдыха» может сил и не хватить.
Апрель 2nd, 2009 at 12:09
:). Если уж сравнивать с едой, то надо, наверное, действительно определять, а сколько информации мы можем принять в день без ущерба для себя и окружающих :). Не едим же мы весь день, есть завтрак, обед и ужин. Может быть, нужно действительно собраться с силами,выделить время для почты, в другой день — какое-то время для постов, а вечером — можно ответить на комментарии. И самое интересное — заметила уже — что гораздо легче ответить сразу на большое количество комментариев, чем постоянно бегать и смотреть, не написал ли кто еще чего и отвечать по одной реплике.
Вот поговорим-поговорим, может, во что более серьезное и выльется заметка :)
Апрель 2nd, 2009 at 23:34
Не уверена.
Я начала попадать в интформационную зависимость совсем недавно. Доступ к хорошему и быстрому инету был всегда, но я старалась даже не начинать им пользоваться. Почта по делу — и все.
Однако постоянно находилось то, чем занять голову. Не обязательно чтение. Узоры для вязания, пересадка цветов. Казалось бы, абсолютно неинтеллектуальные хобби. Жить не становилось легче.
Дети любят, когда мое внимание целенаправленно принадлежит им. Но что делать, если мама — увлекающаяся натура?
Апрель 3rd, 2009 at 09:22
Оль, я думаю, дети любят увлекающихся мам, такие мамы интереснее апатичных или постоянно строго распределяющих свое время и не способных на импровизацию.
Здесь речь о другом. Взять то же вязание. Думаю, можно было бы назвать вязаноманией состояние мамы, когда она постоянно что-то выискивала в журналах, рассматривала новые модели, штудировала соответствующие магазины на наличие новинок, обсуждала бы их на форумах, выясняла, как правильно вязать ту или иную петлю, какие спицы лучше, какая пряжа, какое сочетание цветов, в течение дня подходила бы к спицам и брала их на пять минут, чтобы связать один-два ряда. И самое главное — объясняла бы это пользой вязания для детей: ведь кофточки такие хорошие выходят, а если предварительно консультации пройти по пряже-спицам-моделям, они, несомненно, получатся еще лучше :)
А можно выбрать и связать кофточку раз в пять быстрее: и детям хорошо, и у тебя есть возможность на что-то интересное тратить внимание. Так и с информацией: нужна мера.
И, мне кажется, еще один важный момент. На «ручные» увлечения идет меньше растрат: прежде всего интеллектуальных, поэтому и больше сил они сохраняют. Конечно, отношение к информации у всех разное. Но у меня информация вызывает такие глубокие мыслительные процессы, что просто вычеркивает все остальное из жизни. Надо браться за вязание :)
Апрель 3rd, 2009 at 12:35
Ох, вязание…
Ольга, я в прошлой жизни преподаватель ВУЗа. С той же почти специальностью и должностью, как Анна Данилова с правмира. И стажем работы в почти 10 лет. Думать мне приходилось много и постоянно. При небольшой нагрузке — перманентно занятая всякой ерундой голова. Плюс человеческий фактор — студенты тоже люди. С некоторыми по сей день дружу.
Когда Анечке было 5 мес., я прочно и надолго оставила жалкие попытки хотя бы слегка работать. Сразу открылся целый мир — дети, домашние животные, цветы и рукоделие. Теперь я вряд ли его брошу ради трудов во благо нашего министерства образования.
Но вязание (говорю как прошедший и проходящий через это человек) ты недооцениваешь! Ни времени, ни мыслей свободных нет. Пробуешь новое, ищешь, узнаешь, обмениваешься опытом. Процесс исключительно творческий :) Зря его считают исключительно уделом бабушек-старушек… Голову он загружает немало!
Моя беда в том, что если не читаю, то вяжу. Если не вяжу, то занимаюсь цветами. Если не цветами, то крысками и ежом. Если не ежом и крысками, то сижу на форумах. Если не на форумах, то на телефоне.
Не знаю, что за радость детям иметь такую маму… Они, конечно, тоже разделяют мою любовь к флоре и фауне. Но единственное мое хобби, напрямую связанное с детскими интересами, было изучением методики преподавания ин. языка малышам :) Чего-то у нас даже получалось :)))
Я, собственно, к одному клоню. Информационная диета не спасет, когда мама склонна увлекаться. Природа не терпит пустоты. Не будет инета с чтением, придет что-то другое, не менее захватывающее.
Апрель 4th, 2009 at 11:46
Оль, я даже спорить с тобой не буду, потому что со всем согласна. И надеюсь, что с Интернетом ничего не случится, не хочу терять блог и подруг :)
Просто мы говорим о разных вещах: ты об увлечении, я о зависимости.
У увлечения какие характерные признаки: мы не должны это делать — раз, это нам делать нравится — два. Я двумя руками за увлечения, в том числе Интернетом.
У зависимости: к тем двум прибавляется третье — деструктивное действие. И не столько на здоровье, сколько на социальный круг. Разрушаются социальные связи. Именно этот признак и позволяет отнести инфоманию к зависимостям и опасаться ее. Заметь, что речь идет не только об Интернете, но об информации вообще (в частности, я говорю о книгах и кино). Потому что именно информация подменяет нам живое общение. Напечатанная на листе или веб-странице мысль, сыгранная в кино — это все равно мысль человека, с которым мы общаемся, эту мысль мы узнаем, переживаем, обдумываем, она пробуждает новые мысли. И этот процесс подменяет живой обмен мыслями с Богом, детьми, супругом. Происходит то же разрушение социальных связей, что и при других зависимостях. При все моем уважении к вязанию (а я тоже когда-то неплохо вязала) — оно не заменит общения с человеком, как и цветы и крысы. А информация заменяет.
Апрель 4th, 2009 at 21:31
Согласна со всем, что тут уже написали. Я сижу дома с детьми 4 года (то, как я учусь – это не учеба, это называется числиться в аспирантуре). Я также целый день нахожу кучу благовидных предлогов, чтобы не заниматься детьми (телефон, интернет, чтение, разбор какого-нибудь хлама именно в тот момент, когда ребенок просит поиграть и т.д.). Последний год я чувствую, что моя эффективность «сидения с ребенком дома» для ребенка равна нулю (по крайней мере, у меня такие ощущения). Но если вдруг иногда (очень редко) я вылезаю куда-нибудь по делам учебы (например, в библиотеку), день после этого я готова по — всякому развивать детей :). Немного уклоняюсь от темы, но в связи с этим у меня возник вопрос, прежде всего к Ольге И.. Почему Вы пишите о себе как о «преподавателе в прошлой жизни». Я, конечно, понимаю, что даже от неполной рабочей недели устаешь, что к лекциям надо готовиться, но все –таки преподавание в моем представлении просто идеальная работа для женщины с детьми. Я вот думаю, неужели дети так много потеряют, если два дня в неделю несколько часов я буду отсутствовать. Безусловно, речь идет не о полной ставке и об отсутствии других должностей (ну и забыть про карьеру научную). Это, разумеется, вопрос из разряда, а можно ли совмещать работу и детей? Но мне кажется , что преподавание подходит для этого в лучшей степени. Особенно это поможет детям, когда они чуть-чуть подрастут.
Я ни в коей мере никого не хочу провоцировать, просто такой вопрос возник, т.к. многие пишут, что в течение дня мало занимаются с детьми (я в этом плане побила все рекорды). Вот и пришла в голову мысль, что может нам иногда надо отлучаться из дома, чтобы не хвататься за любой предлог отдохнуть от детей дома (за книгой, Интернетом и т.д.)
Апрель 4th, 2009 at 22:33
Ольга, у меня что ни хобби, то сплошная деструкция. Для домашнего хозяйства — точно :) Возможно, и общение страдает. От интернета 100%. Сижу за компом, а дети или муж чего-то спрашивают. Злюсь со страшной силой. От крыс и цветов также. Сажаю свои цветы, рядом бродят крыски, на плечо залезают, все тихо-мирно. Стоит кому-то прийти — то землю просыпят, то грызунов напугают. Злюсь совсем по-страшному. Аж самой жутко.
Шучу отчасти. Я просто думаю, что какой-то компонент зависимости ты упустила. Над этим стоит подумать.
Полина, коллегам рада :))) Друзья моих друзей — мои друзья.
Чтоб было удобнее и проще ответить на Ваш вопрос, скажите, какой у Вас стаж преподавательской деятельности?
Апрель 4th, 2009 at 23:47
Ой, стажа у меня и нет. Я преподавала всего 1 семестр. Вела семинары у двух групп по субботам. Поэтому у меня, наверное, идеалистическое представление от преподавания. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. Очень хочу вернуться к преподаванию (поэтому и в аспирантуру поступила). Думаю, что, работая хотя бы на половину ставки, я и сама успокоюсь и дети, соответственно, только выиграют от этого. Хотя могу ошибаться.
Апрель 5th, 2009 at 13:39
Девочки, а меня вот какие мысли посещают: когда рождался малыш-я была только с детьми (домашнее хозяйство, книги и др. источники информации-забрасывались), детки подросли (младшей скоро 3 года) и моё внимание от них уходит: хочется приготовить, убрать, интернет поглядеть. Напрашивается вывод, что чтобы вернуться к детям, надо решаться на малыша :-). Только я не умею совмещать удовлетворение запросов старших и заботу о младенчике, я просто боюсь, страх какой-то :»маленький запищит, а старшему нужно помочь с уроками, к примеру, как я буду?»
Апрель 5th, 2009 at 16:01
Полина, если Оля нас за оффтоп не забанит, то коротко так:
У Вас сейчас много времени на учебу и науку? Вряд ли. Когда вернетесь к преподаванию, количество часов в сутках и Ваших сил не увеличится, а прав на ошибки будет гораздо меньше. Ответственность возрастет и придется беспрерывно работать над собой, читать-смотреть-слушать-общаться. Иначе получится плохой или очень средний преподаватель. Но такой вариант мы не рассматриваем :)
Все вышесказанное — только мое ИМХО. Давайте детальнее напишу Вам в почту? Здесь не в тему. Разве, что Ольга не возражает :)
Я, девушки, все пытаюсь понять, как же люди жили в старые добрые времена? Когда 10 детей, огород, скотина и русская печка. Вряд ли кто-то целенаправленно развивал ребятишек и терзался по части невыполнения родительского долга.
Все должно быть естественно! Таня отлично сказала: «Напрашивается вывод, что чтобы вернуться к детям, надо решаться на малыша :-)» Нынче популярен подход — «ну куда мне еще ребенок, я с этим-то не справляюсь». Подозреваю, что здесь кроется ошибка. Научиться плавать можно, только плавая.
Апрель 5th, 2009 at 21:37
Ольга, я тут не баню, можно переходить из одной темы в другую по мере беседы :)
Что касается зависимостей, то можно еще так продемонстрировать разницу между зависимостью и увлечением: вязание-крысы вытесняют общение, а информация заменяет его. И если в первом случае твои потребности в общении просто отодвигаются, остаются неудовлетворенными и могут дать о себе знать, то во втором — удовлетворяются за счет без личностных контактов, при этом не возникает чувства недостатка чего-то, неудовлетворенности, и это при разрушенных социальных связях. Как тебе?
На счет работы — мне кажется, что если нет малышей, надо обязательно иметь какую-то работу. Конечно, нагрузка должна соответствовать возрасту детей — чем больше дитя, тем меньше ему надо мамы. Вернее, тем меньше маминого времени и непосредственного физического контакта ему надо. И если мама будет сидеть над ним как курица — думаю, хорошего мало что выйдет.
А чтобы не перегружаться — нужно сразу понимать, что выходишь на работу не за деньгами, а за реализацией. И тогда, мне кажется, легче будет занять место, которое не перегружает и не отрывает от семьи. Сама работала в школе чуть более полугода. Надеюсь вновь вернуться к педагогике, возможно, в виде факультатива какого-то.
Страхи с малышом, мне кажется, преодолеваются: конечно, первое время будет путаница, но потом все равно вырабатывается какой-то порядок, приспосабливаешься, когда и что можно сделать, когда с уроками помочь. Тем более у тебя помощницы есть. У меня у подружки, которая четвертого родила, старшая девятилетняя дочь спокойно укачивает малышку на руках — и не без удовольствия. Мои-то Ксюша с Таней постоянно пытаются заделать Женю в «дочку» — но у Женечки и отрыв не такой большой, от Тани по крайней мере, да и характер не слишком покладистый, она скорее мамой-командиршей будет, чем дочкой :). Младший ребенок становится общим как-то естественно, идет совместный труд по воспитанию малыша — и тут старшие не ущемляются, мне кажется, наоборот, могут побыть наравне со взрослыми, почувствовать к себе доверие.
Ольга, думаю, раньше вообще никто из родителей не занимался развитием детей. У тех, кто богаче, много детей было редко, а на имеющихся были не только няньки, но и кормилицы, про кухарок и прачек я уж не говорю. А у бедных с малышами сидела старая слепая бабка, играли калошами (бабушка рассказывала), молитвы запоминали со слуха. Правда, и смертность была очень высокая. Читала как-то, что за малышами на время сенокоса оставляли следить старших 7-8 летних дочерей. Причем смененные пеленки нужно было стирать потом им самим. Понятно, как они это делали :(, чтобы поменьше стирки было. Детки страдали ужасно.
А вот воспитание шло в труде, в который детки включались ой как рано. Сейчас совместного труда-то нет, у взрослых работа, у детей учеба, дом на технике.
Апрель 5th, 2009 at 23:14
Оль, не банишь — т.к. пока надобности не было :))) Теперь я у тебя здесь пишу, скоро страсти начнут кипеть и собеседники из себя выходить :))) Придется поставить кнопку бана…
С преподавательским вопросом мы — говорим о разных областях. Факультатив в школе и специальность в ВУЗе — две большие разницы.
Никто ж не думает, что просто быть актером театра — выступил 2 часа вечером и домой. Преподавание — творческий и требующий больших временных затрат вид деятельности.
У меня так сложилось, что работать я начала с 3го курса. К моменту получения диплома уже чувствовала себя спокойно и уверенно, представляла многие плюсы и минусы профессии. Сразу скажу — преподавать я очень любила! Наверное, у меня даже это временами успешно получалось:) Сам процесс безумно интересен, и (буду до конца честной) я скучаю без него. Мне жаль, что «профессиональная» часть моей жизни в итоге не удалась.
Помимо ин.язовских девочек, мне пришлось довольно много поработать на оч. неплохой программерской кафедре. Учить талантливых программистов — отдельная тема:) Здесь интеллектуальные способности студентов ОЧЕНЬ высоки, и от преподавателя, помимо — ясное дело — нормальной квалификации, требуется соображать быстро и хорошо.
Готовиться к занятиям не такая и проблема. Хуже другое. Приходится беспрерывно искать и запоминать информацию, нон-стоп. Знать, чего делается в мире, как оно все произносится :) И т.п. Не расслабишься. Уровень студентов был реальный advanced — в хорошем смысле.
После рождения дочки я несколько лет продолжала работать (помогала прабабушка). Но чувствовала, что на «старых запасах». Хотя никто не жаловался. Внутренне была недовольна собой, ощущала разницу. Когда Аня появилась, я тоже пыталась вернуться. Но поняла через несколько месяцев, что не выйдет. Быть плохим специалистом мне неинтересно. Зачем оно? Быть хорошим — нет таких ресурсов. На тот момент бабушки меня могли отпустить на полдня раз в неделю — и все. Никто не мог дать мне возможность заниматья учебным процессом, сколько необходимо. Не прекращалась нервотрепка. Когда я занялась только домом, все сразу встало на свои места. Потом даже цветы начали хорошо цвести, и ежик с крысами появился.
Про детей и зависимость попозже напишу.
Апрель 5th, 2009 at 23:57
Про детей. В этом вопросе ты профи :) Согласна, что нельзя становиться курицей-наседкой. Никому не полезно. Но это не значит, что необходимо сразу именно найти работу — в обычном понимании. Мама может заняться волонтерской работой, быть фри-лансером и мало ли еще что. Главное, чтоб она была настоящей личностью, являлась детям примером.
М-да, люблю к себе и к другим предъявлять высокие требования…
Вообще-то есть еще такая штука, как 1й класс. Одна моя знакомая, чья дочка преспокойно ходила в ясли-сад, вынуждена была уволиться, когда девочка стала школьницей. Начались такие истерики и двойки, что караул.
Про зависимость. Ты правильно понимаешь эту напасть, ИМХО. Просто есть еще аспекты. Предмет или явление настолько владеет человеком, что при недоступности способен провоцировать жуткую агрессию. Зависимый пойдет на любые действия, лишь бы получить желаемое. Сколько угодно случаев, когда подростки воруют деньги, чтобы пойти в интернет-кафе. Т.е. любая зависимость еще и социально опасна.
Сложность инета в том, что отказаться от него целиком в нынешних условиях жизни нецелесообразно. Надо уметь, как с алкоголем, выпить в праздник или в компании бокал вина, но не напиться и не пристраститься.
Апрель 6th, 2009 at 01:23
Этот признак к инфозависимости отнести можно, согласна, но пока нет его внешнего выражения. По той простой причине, что нет недоступности. Вот когда отберут у народа все книги, телевизор, компьютер — тогда посмотрим, насколько повысится уровень агрессии в стране :)
Апрель 11th, 2009 at 14:23
Запоздалый комментарий по поводу преподавания (когда муж дома, он отгоняет меня от компа и садится сам :)). В принципе я согласна с Ольгой И. Но все-таки я склоняюсь за более раннее возвращение к преподаванию, чем дети подрастут. У меня маленькие дети будут еще как минимум несколько лет. Плюс к этому далее старший ребенок пойдет в первый класс, а за ним второй и, даст Бог, третий. Так что, если ждать окончания процесса, то о преподавании можно думать только лет через 10 (это в лучшем случае). А сами знаете, что научная деятельность простоя не терпит. Вернувшись сейчас, я не претендую на роль первоклассного преподавателя. Но хорошим стать под силу. А профессионализм при ответственном подходе и при желании появится. Но для этого, конечно же, мало полдня в неделю. Я рассчитываю минимум на два свободных дня в неделю (при помощи бабушки и мужа, а также благ интернета). Короче говоря, мечты о профессиональной самореализации :)
Муж, кстати, по этому поводу шутит о домашнем дет. садике. Смотрели передачу о том, что многодетные мамы, которые не отдают своих детей в садик и сами с ними занимаются, могут оформить домашний детский сад. Эти годы идут им в стаж + к этому им платят денежную компенсацию и т.д. Вот так муж и предложил реализовывать мой педагогический потенциал :)
Май 15th, 2009 at 01:35
Прикольно. только что подумал о возможном существовании болезни, связанной со стремлением к накоплению информации. Решил, что это должно называться «инфоманией» — начал рыться в интернете в поисках этого слова. Нашел несколько вариантов.
Но у вас — это в аспекте получения инфы. Еще нарыл вариант про обмен инфой (часто говорят зависимости в болтовне посредством смс).
Я же просто собираю все обо всем. Фильмы, книги, музыку, картинки. Причем, на переработку времени не хватает часто, но все равно стремлюсь заполучить как можно больше :(