Кризис среднего возраста
Самый главный вопрос кризиса средних лет жизни: кто я? Нет, не так. Как правило, кризис посещает не в виде вопроса, а в виде утверждения. «Я никто». «Я ничего не добился». «У меня ничего нет». «Я ничего не значу». Человек начинает защищаться и спорить с этими утверждениями. Это получается плохо. В итоге происходит скатывание в уныние, которое либо изгоняется телесными страстями (алкоголь плюс «седина в бороду — бес в ребро»/»45, 45 — баба ягодка опять») либо культивируется через гордость и зависть («Я крут — но меня не ценят», «Все вокруг не заслужили того, что имеют, а я заслужил, но не имею», «Начальник — дурак» и т.п.).
А я стала думать, что это простое искушение. Свойства души порождают разные способы воздействия на нее. Всякий возраст имеет свои искушения. И если в молодости — это одно, то средние года, когда искушения плотские уже не имеют такой силы, нужно сначала подточить твердость человека чем-то иным, а потом уже приступать с привычными страстишками. Вот и внушает лукавый мысль, что человек — никто, ноль без палочки.
Если с этой точки зрения смотреть, то есть относиться к подобной мысли как к помыслу, то можно в соответствии с опытом святых на разных стадиях по-разному с ним справиться. Это легко сделать, если вовремя понять, что подобные сомнения в собственной самодостаточности есть не результат анализа своей жизни, а именно что внушаемая извне мысль. Да, случилось то, что называется прилог — стрела попала в ум, там поселилась мысль. Что дальше?
Нужно не обращать внимания и не придавать значение. Тут сложно очень, потому что хорошо развитая самокритичность христианина гораздо легче, чем тщеславные помыслы, принимает помыслы о собственном недостоинстве: в данном случае, собственной несостоятельности. Нужно молиться — это раз. И дать своему уму другую пищу для разжевывания — это два. Через молитву человек укрепляется, а через отвлеченные размышления — не дает помыслу о собственной ущербности окрепнуть. Попросту сказать, если начинается период самокопания и самокритики, нужно больше обычного молиться и найти себе новое занятие, требующее напряжения ума.
Не дать уму проследовать в указанном направлении, не вступить в спор с ним, не начать доказывать себе, что ты кто-то, не искать у других признания, что ты кто-то — очень сложно. В споре с мыслью, самого тебя критикующей, понятно дело, выиграть не возможно. Как и не возможно убедиться в собственной состоятельности, поверив чужим словам. Это должно родиться изнутри, а изнутри — только сомнения. Вот тогда, коль уж пошли «внутренние разговоры» с помыслом, начинается третья стадия. Сочетание. Беседы, интерес, исследования: а так ли? или не так? а как? и почему? Если началось — то практически всегда пиши пропало. Помысел сильнее человеческого ума. Он обязательно убедительно покажет, что именно так, а не иначе, и что все вокруг так думают, а если и есть какие достижения, если и есть какое-то признание успеха со стороны — так это же все фальшь или в крайнем случае мелочи. И ку-ку, происходит то, что называется «сложение»: ум пленен и отказывается работать против помысла, он работает на помысел. А помысел становится все деспотичнее. Вгоняет в депрессию, заставляет осуждать других, более удачливых (кто удачливый — тоже теперь решает он), завидовать и не видеть выхода. И человек уже не может остановиться.
Ну, жить так он тоже не может. И потому ищет выход в изменении внешних обстоятельств. Думаю, что помысел о собственной несостоятельности для того и нужен, чтобы создать благоприятный фон для разрушения чьей-то жизни или жизней. Начиная с собственной семьи. Те, кто отказываются менять свою жизнь — начинают пить. Причем изменить свою жизнь они не могут зачастую не потому, что слабы и у них не хватает решимости, а из-за убежденности, что жизнь-то их правильна. Просто она не приносит удовлетворения. Удовлетворения не приносит из-за плененности ума помыслом о собственной несостоятельности, но с этим человек порой разобраться не в силах. Те, кто более решительный — рвут старое и ищут успокоения в новом. На первых порах, конечно, найдут: помысел отступит. Потом попадут в старые капканы и так и будут ходить по кругу.
Есть ли выход? Есть, конечно. Он в Боге. Бог не оставляет. Иногда, потому что за человека кто-то молится. Иногда по Своим каким-то соображениям. Он дает большого пинчища. Порой в виде какого-то серьезного падения. Тогда человеку уже некогда заниматься своими мнимыми неуспехами, он в такой луже сидит, что нужно реально выкарабкиваться. Порой в виде жизненных трудностей: тут опять же не до самокопания, нужно что-то предпринимать, чтобы выжить. Реже — позитивом: неизбежной встречей или необходимостью заняться новым делом. В любом случае, Он возвращает человека на вторую стадию, когда беседовать и спорить с помыслом о собственной несостоятельности некогда. Я иногда так себе и представляю человечков — уже состоявшихся, серьезных теть и дядь, которые в большом количестве медленно, но верно скатываются в пропасть, портя себе жизнь, а Бог их, наивных, за шкирку подтягивает к началу дистанции и дает возможность еще раз попробовать двигаться если не вверх, то хотя бы по горизонтали.
Опубликовано в С мыслью по жизни