Читали «Дубровского»
Дочитали вчера «Дубровского». Интересно, что все дети сейчас проходят Пушкина: Таня — «Сказка о спящей царевне», Федя — «Дубровский», Ксюша — «Капитанская дочка».
Федя, конечно, никогда в жизни сам не сел бы читать такое произведение. Вернее, он начал еще в прошлой четверти, но уже на первой странице просто смотрел в книгу и видел фигу: думал о чем-то своем, наверное, о Battlefield 1 :).
Я взялась ему немного почитать, Ксюша тоже села слушать. Таня с Женей — так-сяк. Потом появилось желание просто включить ему наш советский фильм, я даже скачала. Но было и жалко: подменить одно другим. Тем более что в процессе чтения у него появлялись вопросы, например, сколько лет Дубровскому. Это ведь только в конце его возраст точно обозначается. А в начале — только общими намеками. Вычислили, что должно быть где-то 19 на тот момент, когда умер его отец.
После каникул за два вечера так мы и дочитали «Дубровского». Реакция детей меня сильно поддерживает в том, чтобы отдавать этот вечерний час перед сном чтению. Ксюша, например, когда старый князь посватался к Маше, сказала: «Ну так я и знала!» Значит, думала об этом, какие-то догадки строила (ей в 6 классе я не читала и сама она, понятно дело, не читала это произведение тоже — наверняка ограничилась кратким содержанием в Интернете).
Федя вообще меня удивил. Хотя он и вздыхал тяжело, спрашивая, сколько осталось страниц до конца, но все-таки слушал внимательно. На некоторых моментах мы останавливались, чтобы убедиться, что дети понимают повороты сюжета. А Федя должен был еще и по прочтению главы давать ей название — это задание, которое уже выложено у него в электронном дневнике на будущее. И вот с этими названиями он меня и удивил. Например, глава, где Дубровский уже после сватовства Верейского встречается с Машей у дуба. Какое название для такой главы подходящее? Да самое очевидное: «Свидание у дуба» или «Свидание с Дубровским», или уж на худой конец просто «Тайное свидание». У Феди нет, у Феди эта глава называется «Подлинная любовь» — об отношениях между молодыми людьми в противовес любви Верейского к Маше. И так во всем.
Это было для меня открытием, в какой-то степени. Удивило. Есть разная степень восприятия, так сказать. Можно глубоко чувствовать, но понимать поверхностно: то есть иметь сильное впечатление, но словесно выражать его только общими, иногда примитивными характеристиками, не различая сложную гамму составляющих переживаний другого человека. У Феди, кажется, будет глубокое понимание. И это разрушает его сложившийся в нашей семье образ пенька — простого паренька.
Но при этом при чтении все-таки многое остается за кадром, остается лично ребенку. Я целенаправленно не обсуждаю прочитанное, чтобы не формировать никакого впечатления своим взрослым умом и опытом и чтобы не вытаскивать на свет их внутренний отклик на произведение. Даже лучше, если они ничего не будут говорить, а произведение само в их головах и сердцах будет «вариться», выливаясь во что-то ценное в их мировоззрении.
Интересно еще, что дети не знали значения некоторых слов, которые вроде бы не устарели. Например, даже Ксюша не знала, кто такой «волокита» :).
В общем, читать интересно. Со взрослыми детьми, которые уже не очень-то открываются и вообще — сложные личности, чтение — это тоже вариант общения. Мне нравится. Наверное, не всегда будет такая возможность — сесть вечером и почитать, но было бы здорово хотя бы некоторые произведения вот так «пройти».
Опубликовано в Наши дети каждый день, Чтение