Святитель Григорий Палама в турецком плену
О святителе Григории Паламе можно многое рассказать. Выросший при императорском дворе и получивший прекрасное образование, впоследствии он прошел все трудности монашеского подвига на Афоне. Церковные послушания, жизнь отшельника, умное делание. Затем – священство в Фессалониках, церковные проповеди. И в то же время — основание общины монахов-отшельников. Епископство. Участие в городских богословских собраниях и, наконец, защита чистоты веры, принесшая ему известность вселенского апологета Православия.
Один из поворотов богатой на события жизни свт. Григория привел его в турецкий плен. О своей жизни под властью турок он сам и рассказал в письме, которое написал для своей паствы в Солунской Церкви. С огромным доверием Богу и глубокой личной скромностью он повествует о времени пребывания в плену.
В 1354 году св. Григорий был призван в Константинополь для решения спора между боровшимися за императорский престол Иоанном V Палеологом и Матфеем Кантакузиным. Он оказался единственной подходящей фигурой для этого, как бы мы сейчас сказали, политического урегулирования. После встречи с Иоанном Палеологом он как раз направлялся к Кантакузину в Константинополь, когда был захвачен в плен.
Обстоятельства пленения свт. Григория заслуживают отдельного внимания. В своем письме пастве с изрядной долей юмора он описывает капитана судна, на котором они плыли, называя его неразумные поступки «отважными действиями славного капитана». Когда нужно было подчиниться стихии, он – ночью и в непогоду – сопротивлялся неистовому северному ветру. Попав в крайне опасное положение, сдался. И оказался в другой опасности – быть плененным турками. Если раньше он плыл, когда нужно было остановиться, то теперь, когда всякому разумному человеку было понятно, что спастись можно лишь бегством – он категорично оставался на месте. Капитан храбрился и был уверен, что бой с турками ему не страшен. Однако вскоре свт. Григорий и другие пассажиры корабля были захвачены самым жалким образом.
Веселый язык письма свт. Григория к своим чадам не должен никого обманывать. Письмо это писалось уже в последние месяцы пребывания святого в плену, в Никее, в относительной безопасности, да и о всех тяготах плена он говорит только вскользь из личной скромности. Однако тут же называет захватившее его племя варварами из варваров: не остается сомнений в том, что положение пленников было невыносимым.
Святитель Григорий свое пленение прямо называет рабством. Он, следовавший в Константинополь с делом, можно сказать, государственной важности, был лишен всех прав. Все имущество их отобрали, все пленники испытывали страшные телесные страдания. О себе свт. Григорий говорит, что тело его источало гной, а ноги были почти парализованы. Кроме того, болезнь печени, и ранее беспокоившая святого, снова дала себя знать и отзывалась во всех внутренних органах.
Находясь в таком крайне тяжелом состоянии, святитель Григорий обнаруживает, что в ближайшее время оно еще усугубится. Дело в том, что вокруг его личности был поднят большой шум местными жителями Лампсака – места, где они оказались. Известность свт. Григория достигла и этих берегов, жители хотели помочь. Однако ажиотаж произвел совсем иной эффект: вместо того, чтобы освободить святителя или хотя бы улучшить условия его содержания, главарь похитителей обрел надежду на получение более крупного выкупа. В Лампсаке пленники провели семь дней, а затем были переведены в Пиги. Измученные дорогой, они были оставлены отдыхать прямо под открытым небом, на холоде. А затем святителю долго угрожали, чтобы заставить его еще раз повысить цену выкупа, которую он должен был просить за себя у своих единоплеменников. Однако свт. Григорий повышать цену отказался, делом уверив турок, что никакие мучения его не пугают. Ничего не добившись, турки не только не исполнили свои угрозы, но и вовсе отпустили святителя Григория и сопровождавших его монахов к христианской церкви, где пленники получили помощь и утешение. Нужно особо отметить, что пленники охранялись стражей только при переходах между городами. В остальное время они были оставлены делать что и как хотят. Следующий переход мог случиться в любой момент, но до него жизнь пленников была сносной благодаря христианским общинам.
В Пигах святитель Григорий прожил три месяца. Он опытно узнал жизнь мусульман и то, как они относятся к другим верам. Христиане и турки живут и ходят вперемешку, начальником и подчиненным может быть и тот, и другой. В христианских церквях совершаются службы, произносятся проповеди. И святитель Григорий также проповедовал и для местных христиан, и для приводимых в общину пленников. Много наблюдая за жизнью мусульман, узнавая их религиозные взгляды, святитель Григорий впоследствии использовал эти знания для защиты христианской веры, используя прием апостола Павла, который тот применил в Афинах: отталкиваться от тех моментов в вере противника, которые они признают как истинные.
В дальнейшем святителю довелось поменять еще несколько мест пребывания и вести многие богословские беседы. С внуком эмира Охрана, Исмаилом. И, по настоянию самого эмира, с хионами: перешедшими в иудаизм христианами, близкими по религиозным взглядам к туркам. Внутреннее возмущение святителя Григория исламом, его неправдой и жестокостью, возмущение сознательным выбором мусульман между Христом и Магометом в пользу последнего – никогда не вырывалось наружу. Внешняя невозмутимость была таким же веским аргументом в руках святителя, как и острый ум, и точное слово. Умение понять степень раздражения оппонента и вовремя остановиться, разрядив обстановку улыбкой и примиряющей фразой – было отличительной чертой свт. Григория. Не в силах победить его в споре, мусульмане утешали себя тем, что пленение святителя – само по себе есть свидетельство ненадежности его религии. А представитель хионов, поверженный словесно, перешел к кулакам и нанес святителю удар. Записанные аргументы свт. Григория против ислама, использованные в его спорах времен пленения, до сих пор являются образцом полемики с мусульманами.
Следующим городом, в котором жил свт. Григорий, стала Никея. Перевод пленника туда состоялся благодаря личному врачу эмира боголюбивого грека Таронитиса, который и морально, и физически очень поддерживал святителя. Именно Таронитис сделал стенографическую запись дошедшего до нас спора свт. Григория с хионами.
В Никее свт. Григорий остановился в монастыре св. Иакинфа и впервые со времен пленения жил в благоприятных условиях. Он свободно передвигался по городу, вступал в разговоры с мусульманами о вере, писал, имея для этого все возможности. И ждал освобождения. Размер назначенного за него выкупа был таков, что надеяться приходилось только на власти своей богатой родины. Однако в Константинополе Иоанну Палеологу удалось и без переговоров, силой, сместить Кантакузина с престола. И теперь он не особо спешил возвращать из плена свт. Григория Паламу. Житие святого говорит, что выкуп доставили сербы, возможно, получив деньги от лишившегося престола и постригшегося в монахи Кантакузина.
Святитель Григорий Палама благополучно вернулся в Фессалоники. Плен его длился чуть больше года: с марта 1354 по июля 1355 года.
Опубликовано в Вера, Внешний мир