Интересная тема
Нашла на форуме вот такую тему, на которую пока никто не откликнулся. Мне показалась она интересной и захотелось порассуждать.
«Татьяна Гарина
В ближайшее воскресение, 21 июня, за божественной литургией будет прочитано 9 зачало евангелия от Матфея:
В те дни, Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, чинящих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Мф 4:18-23.
Вроде бы знакомый текст, но камней преткновения в нем, как и в любом другом отрывке, предостаточно.
Начнем с этого самого «ловцами человеков». Как это понимать? «Поймать на слове», «уловка», «подловить» — вот что выстраивается в цепочку ассоциаций при словосочетании «ловцы человеков». Что хотел сказать Петру и Андрею Христос? И почему они в ответ на столь странное предложение «тотчас, оставив сети, последовали за Ним» Что вообще произошло, почему двое взрослых людей, бросив имущество и свою работу, пошли за незнакомцем?
А Иоанн и Иаковом? Те, бросив помощь отцу и самого отца, опять же «тотчас» последовали за ним. У евангелиста сказано не «позвал их», но «призвал».
Что же случилось тогда? Ведь Христос еще ничем не мог завоевать их доверие, это была первая встреча. Или не первая?»
Мне кажется, что слова «ловцы человеков» нужно толковать в том же ключе, что и «ловцы рыбы». Не брать негативные вариант с корнем «лов». Рыба плавает в море свободно и никому не принадлежит, бесхозная и подверженная всяким случайностям. Пойманная в сеть, она уже чья-то, хозяйская и этот хозяин отвечает за судьбу рыбы, старается правильно употребить, ни в коем случае не даст пропасть — потому что она уже его, личная.
Так и с людьми. Люди одинокие, метущиеся, будут попадать к проповедующим и не только станут направляемы в жизни, но и станут чьими-то, в данном случае Божиими.
Что касается реакции рыбаков, когда они сразу оставили и свое добро, и отца — то это духовное видение, мне кажется. Если мы в жизни слышим порой голос Христа через обстоятельства и не можем противиться, то что значило увидеть Его? Разве можно было противиться? Душа сразу отозвалась и поверила. Как и самарянка у колодца. И вообще все — простые сердцем. Они сердцем и почувствовали всю силу и мощь, от Христа исходящую.
Как-то на первом году совместной жизни меня муж спрашивает: чтобы ты сделала, если бы увидела Христа на улице, Который всех к Себе зовет? Я подумала и ответила, что пошла бы к духовнику, спросила бы что делать, можно ли оставить семью. Он сказал: «Ответ неправильный. Если бы ты увидела Христа, никаких сомнений в твоей душе бы уже не было и ты бы пошла за Ним сразу, оставив и семью и все». Вот именно это, наверное, произошло когда-то с рыбаками. Тут не надо завоевывать доверие, связь идет от сердца к сердцу без посредства разумных рассуждений. Лишь бы сердце было способным принять такой зов.
Опубликовано в Внешний мир
Июнь 20th, 2009 at 13:52
Да, именно зов души, разговор/связь сердца. Не знаю, как еще правильней это назвать. Я в «Русском часе» тоже объяснение этого отрывка слушала. О. Дмитрий говорил, что Христос видел, ведь Бог сердцевидец, душу этих рыбаков. И знал, что они должны идти за ним. Некоторых он же домой отсылал, другим задания давал — раздать имущество. А вот именно этих, избранных — позвал. Видимо, они уже были «готовы» (не знаю насколько уместно это слово в данном контексте).
Июнь 20th, 2009 at 16:37
Да, были готовы. Тут ответ на еще один вопрос: почему не позвал, а призвал. Ведь на «позвал» можно отказаться, а «призвал» — как будто отлепил от прежнего и прилепил к себе, уже бесповоротно.
Июнь 21st, 2009 at 00:35
Душа сразу чувствует прикосновние Святыни. Она — христианка, такова ее природа. Господь людей по-разному призывает. Но не откликнуться невозможно.