Леонтьев К.Н. (выписки)
К.Н. Леонтьев. «Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе». Москва. Современник, 1991.
Стр. 502.
Что мне за дело до всех этих великих умов и великих открытий! Я все это давно знаю! Они меня уже ничем не удивят… Я у всех этих великих умов вижу их слабую сторону, вижу их противоречия друг другу, вижу их недостаточность. Может быть, они и умом ошиблись, не веруя в церковь; математически не додумались… упустили из вида то и другое… И если уж нужно каждому ошибаться, то уж я лучше ошибусь умом по-своему, так, как я хочу, а не так, как они меня учат ошибаться… Буду умом моим ушибаться по-моему; так ошибаться, как мне приятно; а не так, как им угодно, всем этим европейским мыслителям!.. А мне отраднее и приятнее ошибаться вместе с Апостолами, с Иоанном Златоустом, с митрополитом Филаретом, с отцом Амвросием, с отцом Иеронимом Афонским, даже с эти лукавым и пьяным попом (который вчера еще, например, раздражал меня тем-то и тем-то), чем вместе с Львом Толстым, с Лютером, Гартманом и Прудоном… Сами молодые философы наши, Грот например, признают умственные, философские права чувства.
Вот как и гордость моего ума может привести ко смирению перед церковью.
Не верю в безошибочность моего ума, не верю в безошибочность и других, самых великих умов, не верю еще более в непогрешимость собирательного человечества; но верить во что-нибудь всякому нужно, чтобы жить. Буду же верить в евангелие, объясненное церковью, а не иначе.
Боже мой, как хорошо, легко! Как все ясно! И как это ничему не мешает: ни эстетике, ни патриотизму, ни философии, ни неправильно понятой науке, ни правильной любви к человечеству.
Стр. 506.
Не знаю, как бывает это у других, но у меня те чувства мои, которые соединились с какою-нибудь картиной, лучше сохранились в памяти. Помню картину, помню чувство. Помню кабинет матери, полосатый, трехцветный диван, на котором я, проснувшись, ленился. Зимнее утро, из окон виден чад в снегу. Помню, сестра оборотившись к углу, читает по книжке псалом: «Помилуй мя, Боже!» «Окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя и паче снега убелюся. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» Эти слова я с того времени запомнил, и они мне очень нравились. Почему-то особенно трогали сердце.
Позднее, когда сестра стала старше, все это изменилось; молитв у матери по утрам она больше не читала, потому что мать во всем дала ей больше противу прежнего воли. Но эти две зимы ежедневных утренних молитв не прошли для меня без следа. И когда уже мне было 40 лет, когда матери не было уже на свете, когда после целого ряда сильнейших душевных бурь я захотел сызнова учиться верить и поехал на Афон к русским монахам, то от этих утренних молитв в красивом кабинете матери с видом на засыпанный снегом сад и от этих слов псалма мне все светился какой-то и дальний, и коротко знакомый, любимый и теплый свет. Поэзия религиозный впечатлений способствует сохранению в сердце любви к религии. А любовь может снова возжечь в сердце угасшую веру. Любя веру и ее поэзию, захочется опять верить. А кто крепко захочет, тот уверует.
Стр. 509.
…хорошо бы, чтобы в детских воспоминаниях религиозное соединялось с изящным. Чувство будет сильнее, полнее. Приятнее будет вспомнить.
Стр. 512.
— …помню, осуждал несколько мать свою покойную за ее слишком брезгливую дворянскую веру. Она никогда почти в обыкновенные приходские церкви не ходила и не ездила, а выбирала все такие, где было просторно, очень чисто и покойно. И мне когда-то казалось, что те светские дамы и образованные мужчины, которые ходят в такие «избранные» церкви, не веруют так искренно, как веруют те мужики и салопницы, о которых вы говорите. Но мне пришлось позднее сознать свою ошибку. Когда я сам стал чувствовать сильную потребность молитвы и присутствовать при совершении таинства, то мне для души народ стал менее нужен. А для тела больного и усталого стало нужнее спокойствие. Поверьте мне, Дмитрий Васильевич, та вера еще не настоящая, которая нуждается в воздействиях этих «простых людей». Это чувство, «мужики и т.п.», чувство хорошее: в нем смешаны чувство эстетическое с гуманным или со славянофильским, каким-то патриотическим, пожалуй; но это не настоящее чисто религиозное, которое заставляет человека искать молитвы для себя и радоваться всему тому, что устраняет рассеяние и раздражение. На что народ тому, кто хочет для себя молиться?
Опубликовано в Чтение
Декабрь 27th, 2010 at 01:10
какое близкое и родное чудится в этих строках. Придется искать книгу, благодаря Вам
Декабрь 27th, 2010 at 01:33
Светлана, там и не книга вовсе, вряд ли есть ее отдельное издание. «Мое обращение» — это буквально несколько страниц, которые вошли в сборник повестей К. Леонтьева, к сожалению, не полностью, а отрывками. Не знаю уж, в моем ли так издании напечатали или вообще рукопись не полностью сохранилась.
Вообще же повести у него очень достойные, с одной стороны без всякой претензии на поучительность, а с другой — глубоко христианские и увлекательные.