Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

«Таинственный подарок»

Март 21st, 2008

“Таинственный подарок”Выписала с «Русского паломника» детские книги Дмитрия Дмитриева «Таинственный подарок» и «Делу-время». Ни про автора, ни про книги ничего не знала, кроме аннотации: книжка про православных близнецов.

Книжка «Таинственны подарок» оказалась ОЧЕНЬ православной, если не сказать СЛИШКОМ. Близнецы Лиза и Митя, которым почти шесть, настоящие христиане. Как и их родители. Они все знают про праздники, службы, молитвы. На картинках даже дома девочка и мама в платочках.

Мне как-то не очень нравилось. Во-первых, описанное поведение может быть у церковного ребенка годам к 10: осознанная вера, дисциплина, прямо религиозный труд. Ну уж никак не у дошкольника. Во-вторых, для меня вопросы веры все же более личный характер носят, и такое постоянно обращение к ним, как в этой книге, мне непривычно, странно, даже неприятно.

Но Ксении книга понравилась ОЧЕНЬ. Во-первых, много совпадений с ее жизнью: возраст, брат с сестрой, Великий пост, Пасха, потом день рождения в конце весны, как и у нее, потом на лето в деревню. Во-вторых, очень органично вопросы веры вплетены в повседневность ребенка. Она этих детей прочувствовала, поняла, даже в тех ситуациях, в которых ей бывать не приходилось. В-третьих, в понятной ребенку форме описаны многие церковные вещи, описано хоть и очень подробно, но нормальное, трезвое православие с его приоритетами. Ей было интересно узнать, что вот такие похожие на нашу семью люди тоже ходят в храм, молятся. Знакомые это знакомые, а здесь — кто-то совсем другой, далекий, но так же думающий. И наконец, книга написана живым языком, с юмором, воспринимается довольно легко.

У меня впечатление от книги, что «так не бывает». Конечно, так не бывает. Но, может, и не надо маленькому ребенку показывать реальную духовную жизнь. Пусть знает, как должно быть, будет к чему-то стремиться. После прочтения у Ксении появилась мечта попасть на ночную службу на Пасху, на которой побывали близнецы.

Сегодня начнем читать вторую книгу «Делу-время».

Опубликовано в Дети и православие, Наши дети каждый день, Чтение

2 Responses

  1. Ростислав

    Многое в этой книжке слишком «натянуто», елейное благочестие граничит с фарисейством. Зачастую проводится завуалированное осуждение многих аспектов современной жизни. С какой целью и на каких основаниях? Белое и черное вневременно, не зависит от сегодняшнего или вчерашнего политического устройства и дня. Неужели своему родному ребенку трудно напрямую объяснить о том, что такое хорошо и что такое плохо? И совсем не обязательно при этом прикрываться надуманными книжными ситуациями. Выдуманных священников из книги также должны заменять реальные священники из жизни. Православие не должно превращаться в сказку. Обрядоверие не должно подменять живой веры.

    Иными словами, книга Дмитриева оставила неприятное впечатление. Больше всего тем, что в ней собственное авторское представление православной жизни и православного поведения диктуется ребенку в каждой строке. В то время, как в юном возрасте лучше читать жития святых и показывать ребенку пример собственной жизнью, нежели закладывать в него «программу» того «благочестивого» поведения, каковое радужно рисуется автору/родителю. Не из книг рождается благочестие (а уж тем более не из книг Дмитрия Дмитриева), а из близкого примера. Приведу здесь вспоминания схиархимандрита Гавриила Зырянова:

    — Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: «Ганя, не шали! вот ты все не слушаешь — шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу… Ты своими шалостями грехи выращиваешь, — потом и сам с ними не сладишь.»

    — А молодость берет свое: как ни удерживаюсь — опять и нашалю… Тут матушка, бывало, встанет на колени пред образами и начнет со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи! вот, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним поделать?… и сам погибнуть может, и меня погубить… Господи! не оставь, вразуми его, чтоб не шалил!»… И все в этом роде — молится вслух, плачет. А я стою возле — притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жалко.

    — «Матушка! а матушка! я больше не буду»… — шепчу ей несмело. А она все просит Бога о мне. Я опять обещаю не шалить; да и сам уж начну молиться рядом с матушкой.»

    Ну вот представьте если бы вместо этого его посадили бы за книжку и начали читать как собственно себя нужно вести? Или как ведут себя «хорошие» мальчики или девочки? Какая ужасающая искусственность! Вспомним и то, как у себя в келье преп. Серафим Саровский разрешил бегать малышу и остановил родителя, который захотел, чтобы чадо вытянулась благоговейно по струночке. Не нужно отбирать у детей детство.

    Вопрос конечно дискуссионный и сложный, но подытожу словами святителя Феофана Затворника: «кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей. Но ведь дело не в том, чтобы все представить в отличном виде, а чтобы сделать все зависящее…» (О воспитании детей). Дай Бог, чтобы это все зависящее не было фальшивым или наигранным и шло непосредственно от сердца.

  2. Ростислав

    Да, конечно, я писал комментарий к этой книге.

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.