Подростковый кризис в XXI веке. Острая фаза
Все остальное — второстепенное — под катом :)
Острая фаза подросткового кризиса бывает у детей, воспитанию, интеллектуальному и духовному развитию которых уделялось и уделяется много времени и сил. Дети, которые не нужны родителям либо родители которых видят в детях лишь свое физическое продолжение и занимаются их материальным взращиванием и обеспечением – кризиса либо не переживают, либо переживают его в других формах.
Происходит кризис обычно у детей, которые в силу своей природы сильно отличаются от остальных, имеют особенности. В силу этих особенностей они не могут реализовать все то доброе и хорошее, что в них заложено, в той форме, в какой может большинство. Плюс время активного развития самостоятельности приходится на самое жесткое ограничение в школе, когда для успешности требуется вести себя только так и никак иначе. В результате ребенок уходит в отрицание: как все он не может (генетически), а как может – ему не позволяют рамки.
Исходное положение: отношения крайне напряженные, разобщенность, всякая попытка общения заканчивается скандалом, со стороны взрослых – упрек и давление, со стороны ребенка – агрессивное отрицание и асоциальное поведение.
Чувства: обе стороны преимущественно испытывают страх и гнев. Родители гневаются на отношение к ним ребенка и боятся за его будущее. Ребенок гневается на родителей, которые по преимуществу упрекают либо обманом стараются добиться своего (торговля/манипуляция), и боится всего.
Страхи ребенка намного сильнее страхов взрослых, так как у него добавляется чувство одиночества – его круг общения еще не сформирован, взгляды не сформулированы, он ни с кем не может их разделить и не понимает, где он находится и куда нужно двигаться.
Варианты развития событий
Кризис длится около двух лет и идет по одному из трех сценариев.
Первый – негативный. Ситуация усугубляется, у ребенка начинаются психические нарушения, которые выливаются либо в агрессию, либо в аутоагрессию. Возможно их сочетание: ребенок в гневе и бросается на других, и причиняет вред себе.
Причиной любой агрессии является нестерпимая душевная боль, испытываемая от внешних (родители) и внутренних (совесть) упреков. Физическое воздействие видится как единственный способ прекратить эту боль.
В социальном плане развитие событий приводит либо к суициду, либо к преступному поведению.
Необходимое условие для развития событий по этому сценарию – неспособность родителей увидеть в своем ребенке взрослого человека и отношение к нему как к полностью зависимому от них.
Второй – стабилизирующий. Ситуация не улучшается, но и не развивается в негативном ключе. Между ребенком и родителем наступает отчуждение, при котором обе стороны обходят острые вопросы. Обе стороны плохо думают друг о друге, но продолжают взаимодействовать на основе компромисса. Ребенок уходит из круга общения семьи в круг общения с меньшими морально-этическими требованиями, но сохраняет свой социальный статус.
Основное условие для стабилизации – определение красной черты для каждой из сторон: есть поведение, которое не допустимо для ребенка, и есть поведение, которое не допустимо для родителей.
Необходимое условие для развитие событий по этому сценарию – способность родителей увидеть в своем ребенке взрослого и начать выстраивать личные (не имущественные, не трудовые и т.п., а только личные) отношения с ним на равных.
Третий вариант – позитивный. Ситуация улучшается, отношения налаживаются, спустя полтора-два года ребенок начинает вести себя социально приемлемым образом. Между родителями и ребенком восстанавливается подлинная близость и взаимопонимание.
Основное условие для позитивного развития событий – время и осторожность. Родители как единственные взрослые (в полном смысле этого слова) в конфликте должны взять на себя ответственность за случившийся разрыв и начать действовать самостоятельно, без ожиданий ответных волевых действий ребенка. Ребенок начнет меняться непроизвольно, в ответ на изменения в позиции родителей.
Необходимое условие для развития событий по этому сценарию – глубокие христианские корни у родителей. Понимание Бога как Отца и перенос отеческого отношения к человеку Бога (не Церкви, не батюшек, а Бога) на отношения с собственным ребенком. В основе этого отношения лежит вера, надежда и любовь. Бог верит в нас, надеется, что мы справимся, и любит всегда.
Применительно к ребенку. Нужно верить, что трудности не от того, что ребенок плох, но временные. Что придет время – и все семена дадут всходы и плоды. Если пока не взошло – не ковырять, что там с семенем. Надеяться и ждать. Любить безусловно. Давать необходимое для жизни вне зависимости от того, есть ли благодарность в ответ. Не бояться, что благодарности не будет – щедро давать все равно. Когда христианин совершает плохой поступок, обижает, где-то глубоко ошибается – Бог не обличает, не посылает несчастья, Он деликатен и терпелив. А иногда и более – спустя какое-то время христианин понимает, что был неправ, что согрешил, но Бог все это время был рядом и не просто не обличал, но еще и осыпал все этим годы Своими милостями в чем-то другом. Страшно быть таким родителем, как Бог, христианин часто не справляется, не имеет столько веры и любви к своим детям, сколько Бог имеет к человеку. Но это то, к чему нужно стремиться и что всегда дает результат. Что не может привести к плохому, потому что также любит и верит в нас Бог, а Бог благ.
Что не является любовью: 1) расчет в ответ на свои действия получить что-то взамен; 2) расчет своими действиями вынудить к определенным действиям; 3) удовлетворение материальных потребностей ребенка (еда, одежда, жилье).
Опубликовано в Наши дети каждый день