Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Старшие классы

Май 4th, 2021

11

Федя первый и, возможно, последний, кто пройдет у нас через старшие классы школы. Он может выглядеть, как человечек с белой картинки, получив еще в школе оценку… тоже с белой картинки :).

Не знаю, как так получается, но девочки уже к 7-8 классу вырастают из школьного режима, из школьного порядка, из правил и вообще из жизни, которую диктует школа. Становится тесно, скучно, душно. Как будто школа ограничивает какие-то их внутренние силы. И в школе становится невыносимо. Взрослые люди за школьной партой.

Почему у Феди не так? Однозначно, он гораздо тверже. Свои взгляды на мир он берет за основание, а все остальное — должно подстроиться. И из школы он принимает только то, что ему подходит. Что не подходит, но необходимо выполнять — терпит. Что можно не делать совсем — не делает. А вот на взгляд девочек — нет ничего, что можно совсем не делать. Для них — если есть такое требование, значит, оно должно быть выполнено. Они делают через силу и надрываются самыми не сложными вещами только потому, что для них они бессмысленные, но не делать их невозможно.

Простейший пример. Когда Тане задают 10 номеров по алгебре, он делает 10 номеров. Когда Феде задают 10 номеров по алгебре, он делает 2. Плохо? Наверное, по меркам школьной успеваемости — это не очень хорошо. Однако он сам выбирает ту меру, которая позволяет ему удерживать успеваемость на выбранном им уровне. Таня делает по всем предметам все. Женя — тоже, хотя она иногда может и схитрить: не сделать, но заранее продумать, чем это можно будет прикрыть.

Получается, что Федя уже в школе, несмотря на жесткость требований и универсальность подходов, умеет себя ограждать от того, в чем не видит для себя смысла и пользы. Даже если сейчас он ошибается в том, что полезно, а что нет — это крайне полезный навык, я думаю. И это его очень хорошо подготовит к жизни.

0868c79c-eae9-4e72-862f-a30d4f314888

Девочкам сложнее, им нужно, чтобы кто-то снизил требования. Чтобы кто-то и не задавал так много. Чтобы кто-то расширил для них рамки.

Поэтому среднее образование становится выходом. Конечно, домашних заданий там ни чуть не меньше. Но позже начинаются занятия. Нет формы. Ожидания от уже вставших на путь получения профессии учеников меньше, чем от школьников. И не потому, что всем все равно. Просто профессиональное образование — не обязательно, неуспевающий ученик просто будет отчислен, а это значит, что на педагогах меньше ответственности и они дают ученикам больше свободы, меньше давят. Например, пересдача сессии — обычное дело. Плюс само обращение педагогов к студентам подразумевает отношения взрослый-взрослый, исчезает напряжение от подчинения в вертикали. И внутренним силам подростка есть куда разворачиваться без преодоления преград. Рамки раздвигаются. Не происходит надрыва.

На вопросы о том, откуда этот надрыв вообще берется? почему так сложно дети встраиваются во взрослые системы? откуда неврозы, истерики, депрессии? — я не могу ответить. Вернее, вариантов много, но какие из них верные или совокупность каких верная — сейчас сложно сказать. Я просто руководствуюсь тем, что нервное здоровье — это залог успеха в будущем и стараюсь нервно не перенапрягать детей. Если Федя тянет старшую школу, она ему ощутимо на пользу — хорошо. Если девочкам дискомфортно от одной мысли, что после 9 класса школа еще не закончится — значит, до свидания школа и здравствуй профессиональное образование.

 

Опубликовано в Наши дети каждый день

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.