Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Что есть духовная жизнь многодетной мамы, и как при этом не расстроиться

Март 30th, 2011

Великий пост зовет каждого христианина задуматься о том, что есть его духовная жизнь и каковы его отношения с Богом. И хотя нельзя сказать, что существуют две одинаковые души, два одинаковых духовных пути, но все же есть что-то общее у людей, чьи жизненные стези схожи. Есть свои общие черты и у духовной жизни многодетных мам.

До рождения первого ребенка духовная жизнь заключается в череде церковных служб, домашних молитв, постов, советов с духовником. Духовная жизнь — это церковная жизнь, жизнь трудная, но понятная, с твердыми рамками. Первенец уже вносит свои изменения, но еще не значительные. При желании и усердии мама еще может сохранять привычный ритм молитвенных правил, регулярно посещать храм и даже поститься. Рождение второго ребенка вносит более серьезные коррективы. И потому, что ребенка уже два, и потому, что первый ребенок младенцем требует много ухода, но не душевных сил. Чем он старше, тем больше своих мыслей мама отдает ему и тем сложнее эти мысли переключить с воспитания ребенка на собственную церковность.

Рождение последующих детей полностью выносит маму из церковных рамок. Службы, посты, молитвы, встречи со священниками — все это становится принадлежностью чьей-то чужой жизни, не маминой. У мамы — готовить, убирать, водить детей в поликлиники и кружки. Этим заняты руки. А голова занята наблюдениями за детьми, за их поведением, за движениями их души, за их взглядами и жестами — чтобы ничего не укрылось, не было упущено, чтобы вовремя была предложена помощь и вовремя вознесена молитва к Богу за свое дитя.

Есть ли здесь место для церковности? Наверное, в общепринятом понимании этого слова — нет. Посещение храма с детьми ничего общего с церковной жизнью самой мамы не имеет, потому что голова мамы во время него по-прежнему занята только детьми. Молитва домашняя — с детьми. И мама смотрит за тем, как бы дети-погодки не обожглись свечками, как бы они не разбаловались, как бы слово к Богу не стало для них пустым. И мысли у самой мамы на этой молитве снова не с Богом.

Думы о постном столе и возможности полноценно поститься в скором будущем утешают маму в ожидании первого ребенка и во время кормления. Но вот выношен и выкормлен один ребенок, второй, третий, они требуют сил и времени все больше, и полноценный пост опять не дается маме — постясь по установленным Церковью правилам, она не справляется, не хватает сил для детей и дома.

Так проходит год, два, пять, десять лет. Так что же есть духовная жизнь многодетной мамы? Можно ли сказать, что духовной жизнью она не живет? И стоит ли из-за этого расстраиваться?

Ни в коем случае. Церковность — это первая ступенька. Хорошо, если мама до рождения детей успела подняться на нее и твердо встать. Но отсутствие церковной жизни в общепринятом понимании не есть отсутствие духовной жизни.

Какова же духовная жизнь мамы? Бесконечный водоворот дел и забот, мыслей и переживаний грузом ложится на душу. Это пучина житейская, из которой мама на мгновение вырывается, обращается взглядом к лику Христа и говорит: «Господи, я здесь. Я Тебя помню и Ты меня не забывай». Короткая фраза, глоток воздуха — и снова можно возвращаться на глубину. На ту глубину, где мама каждой своей частичкой принадлежит другим людям — своей семье. Каждой своей клеточкой она раздает себя. Раздает, не ожидая воздаяния, раздает со страхом, что не справится, раздает с надеждой, что Бог обратит все ее усилия, так часто недостаточные, ко благу для ее близких. И чем больше раздает, тем сильнее понимает, как мало может дать, как хрупко все выстроенное человеком и как силен Бог. И тем чаще в своих мыслях произносит «Господи, помоги, Господи, помилуй, Господи, вразуми, Господи, спаси — меня, чад, супруга, родителей, друзей, всех».

Растя детей и опытно видя результат своих усилий, часто не утешительный результат, мама учится говорить «Прости, Господи, прости что не смогла, что не оправдала возложенных на меня надежд, что по самоуверенности своей не пребегла к Тебе и ошиблась, Господи, исправь мое и обрати ко благу». И собственные ошибки не дают приписать себе успехи, они не дают сказать: «Спасибо, Господи, что я такая умная и талантливая и так умею воспитывать детей, созидать семью». Они позволяют вырваться лишь словам «Благодарю, Господи, что не оставил, что не дал во всем свершиться моей воле и Своим произволением наставил меня на правильный путь, спасибо за помощь в воспитании и сохранении семьи».

Оказываясь в храме, мамина душа плачет от счастья, мамина душа каждой частичкой сопричастна происходящему, мамина душа исповедует грехи и причащается Богу. И никогда молитва мамы не была так малословна и так горяча, так сосредоточенна. Никогда общение с Богом не происходило настолько тонко, как теперь. И те несколько минут, может быть, час в неделю, что мама проводит в чтении молитв перед домашним иконостасом — сладостны. И те несколько минут, что мама проводит в ночной тишине перед огоньком лампадки в детской, когда она просто, безмолвно стоит и смотрит на лики Господа, Божией Матери и святых — вечны.

Может ли мама познать Бога, если на чтение серьезных книг так мало времени и сил? Может познать и познает, ища ответы на детские вопросы: зачем ходить в храм? откуда взялся Бог? какого цвета будет земля после второго пришествия Христа? почему внутри цветка пыльца? где живет умершая бабушка? зачем нужно творить добро? как Адам мог родить столько много детей? почему лев дикий, а кошка домашняя? зачем молиться перед едой? И бесконечная череда детских «зачем» и «почему», череда вопросов чистых душ, которые не приемлют, отталкивают малейшую ложь или фальш. Они учат маму искать ответы и через них познавать Истину.

Да, внешняя жизнь многодетной мамы далека от тех церковных рамок, которые узнаются каждым пришедшим в лоно Церкви и которых держатся многие там остающиеся. Но повод ли это для расстройства? Отсутствие этих рамок есть ли отсутствие духовной жизни? Господь каждому дает возможность спасения. И путь материнства, путь рождения детей, путь их воспитания — это самый прямой путь для женщины, Богом благословленный. Потому что все то, что человек учится достигать через пост, молитву, посещение церковных служб, маме дается в семье: самоограничение, жертвенность, выносливость, памятование о Боге и упование на Него, полагание души своей за други своя. «Впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим2:15) — не заслужит чадородием спасение, как иногда у нас принято понимать, спасение нельзя заслужить. А, идя путем чадородия, изменит свою человеческую сущность по подобию Божию — спасется.

Так часто, не распознав возможностей духовного возрастания в материнстве, мамы печалятся или ищут внешних рамок для своей духовной жизни, оставляют детей и спешат найти выход своей религиозности вне семьи. Нельзя и неправильно расстраиваться удалению от Бога в материнстве, потому что, на самом деле, ничто так к Нему не приближает, ничто так не делает сопричастным Богу, как материнство — рождение нового человека для Царствия Небесного и помощь ему на жизненном пути.

Статья была написана для Тамбовских епархиальных ведомостей. Однако происходит очень серьезная задержка с выпуском номеров, в результате которой посвященный Великому посту материал рискует выйти далеко после Пасхи. Не хочу откладывать и первую публикацию сделаю здесь, а потом дам ссылку на журнал.

Опубликовано в Наши дети каждый день

2 Responses

  1. Tanya

    Олечка, спаси Господи! Такая тонкая, правдивая и для меня насущная статья!
    Очень желаю ей скорейшего выхода в свет, к мамам и папам, которые всем существом понимают то, о чём тут сказано.

    Каждой своей клеточкой она раздает себя. Раздает, не ожидая воздаяния, раздает со страхом, что не справится, раздает с надеждой, что Бог обратит все ее усилия, так часто недостаточные, ко благу для ее близких.

    Это иногда пугает, порой кажется, что себя не чувствуешь: «есть ты вообще и какой?» :-).

  2. Veronika

    Спасибо, Олечка! Хорошая статья

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.