Аутизм
Когда я только начинала входить в тему, меня называли специалист по раскачке речи :). Вот такое странное название. Потому что я не логопед. И не дефектолог. Я раскачивала речь и заставляла ее сдвинуться с места даже у самых капризных молчунов.
Сейчас я понимаю, что причина успеха заключалась в способности устанавливать контакт. Тогда я это называла — «залезть в голову к ребенку и посмотреть на мир его глазами». Сейчас я называю это работой с коммуникацией. И это безгранично интересно. Нарушение коммуникации — это всегда в спектре РАС. Поэтому тема аутизма мной изучается и вдоль, и поперек, и снаружи, и внутри. Все, что так или иначе сопутствует РАС — тоже мое. Книги, вебинары, семинары.
И какое-то новое видение проблемы. Дети с аутизмом — не гении. Не сверхчеловеки. Но и не недочеловеки. Не те, у кого что-то недоразвилось. Я думаю, что их нервная система — это ответ сегодняшнему дню: быстрому, технологичному, асоциальному. Эти дети сформировались адекватно времени. Просто пока не понятно, как их растить и учить. Но ведь и педагогика современная, рассчитанная на норму, не сразу сформировалась. Не сразу взрослые знали, как научить ребенка читать и писать. Даже не сразу поняли, что учить лучше в детстве. Исследовали, изучали. Формулировали теории и подходы, писали программы. Сейчас тоже исследуют и изучают, как научить всему необходимому для жизни ребенка с аутизмом. Много неудач. Но нельзя останавливаться. Потому что аутизм — это наше будущее. Все больше и больше детей будут нейроаутичными. И чем быстрее и лучше мы научимся помогать им встраиваться в жизнь, тем больше будущего у нас всех в целом.