Брачный союз
Вышла моя статья в Тамбовских епархиальных ведомостях, №3 2010. Когда-то с незначительными отличиями она уже была выложена здесь, но с иллюстрациями и на бумаге была мной заново открыта :).
Кризис российской семьи проявляется, прежде всего, не кризисом рождаемости, а кризисом брачных отношений. Люди не хотят вступать в брак и не делают этого. А зачем?
В Советском Союзе форма брачных отношений поддерживалась государственной идеологией. Семья – ячейка общества, внебрачное существование мужчины и женщины всячески порицалось обществом, начальством. В крепости семьи – залог крепости государства, и советское руководство это понимало как нельзя лучше. Разводы не только не поощрялись, им просто напросто препятствовали всеми силами общественной и судебной системы. Но я не случайно употребила слово «форма». Действительно, если вглядеться в браки советских людей, то иначе чем формой их не назовешь. Есть, безусловно, счастливые пары, которые прожили свой век душа в душу. Но таких единицы, и среди моих близких и знакомых их не обнаруживается. В большинстве своем мужья и жены если и не ругают друг друга за глаза и в глаза, то уж приязни никакой не испытывают, скорее привычку поддерживать ту самую пропагандируемую государством форму, привычку совместного жительства.
Чему же могут научить молодых такие браки. Матери без смущения учат дочерей «пожить для себя, погулять», потому что сами ничего из брака не вынесли и не ждут лучшего для детей. Внушения по поводу ответственного отношения к любимому не могут возыметь совершенно никакого действия. Зачем быть ответственным? Кому эта ответственность нужна? Другое дело, когда рождается ребенок. Но и тут брак не является гарантией ответственности: слишком много ярких примеров совершенно безответственного отношения к детям их законных отцов и матерей, родивших чадо в браке. Более того, часто развод следует прямо за появлением ребенка, потому что молодые родители не готовы и не знают как построить новые отношения в браке. Как запись в паспорте может повлиять на отношения супругов? Никак, отвечает молодежь, и она права. Действительно, влияние ее минимально.
И все-таки каждая девушка мечтает выйти замуж, мечтает одеть на палец обручальное кольцо и станцевать танец в белом свадебном платье. А каждый мужчина стремится быть главой, стремится покровительствовать и опекать. С внутренними позывами у современной молодежи все нормально, просто не хватает ответа на вопрос: зачем? Этого не могут объяснить чаще всего даже сами женящиеся. Современность диктует одно, чувства и наследственная память – другое. Как согласовать все это и примирить?
К сожалению, за XX век была полностью утеряна одна составляющая брака, самая важная. И потеря эта началась еще в веке XIX, а может и раньше, когда религиозные убеждения стали частью государственных, когда в область веры вступило принуждение, когда достаточно стало формы православного вероисповедания, а не его сути.
Эмоциональная и физическая стороны брака присутствуют и в наши дни, а вот третьей – духовной, не хватает. Оказалось, что ни государство, ни общество не может обосновать необходимость брачного союза так, как делает это Церковь. Без религиозной составляющей институту семьи не вернуть былого величия.
И тут неоценимую услугу стране может отказать христианство. Ни одна религия, ни одно мистическое учение не имеет такого прекрасного и в то же время глубокого обоснования необходимости брака между мужчиной и женщиной, как православие. Это не легенда, не миф, это реальность, основанная на Священном Писании, трудах святых отцов и в настоящее время доступная в ряде печатных изданий, не предназначенных, к сожалению, для массового читателя. В современной популярной среди молодежи прессе такого не прочтешь, но это стоит того, чтобы прочесть.
Следует заметить, что происхождение всего человечества от одного общего предка доказано генетически. Вообще, современная наука с годами доказывает все больше и больше библейских фактов. Другое дело, что в сердце человека всегда должно быть право выбора: верить или нет. Иначе из сынов Божиих, удел которых любить Отца, мы превратимся в рабов, которые обязаны подчиняться. Бесспорных фактов, которым все обязаны будут подчиниться, в защиту существования Бога не будет никогда, до самого конца земного существования человечества. Итак, перейдем к истории.
Сотворение мира завершилось творением человека. Господь сотворил Адама. Кто был Адам? Человек. Сразу оговоримся, что речь пойдет не о телесном Адаме, так как мы не знаем его строения в Раю. Свои «кожаные одежды» первые люди получили по изгнании из Рая, тогда их естество стало подобным естеству животных, то есть люди получили тленную плоть. Ее мы и имеем сейчас. Поговорим же о душе.
Первозданный Адам не был мужчиной в современном понимании, он был человеком вообще, то есть душевные черты он имел как те, что свойственны мужчине, так и те, что свойственны женщине. Это было единство всех чувств и желаний. Однако при всем своем совершенстве и владычестве Адам был один, и это было плохо. Тогда Господь навел на Адама сон, взял его ребро, из которого и создал женщину.
Так и произошло в Раю разделение человека на две половины, которые вместе составляли единое целое и в этом единстве были счастливы. Потомки Адама и Евы, то есть мы с вами, тоже половинки целого человека. Именно восстановить эту целостность и единство призвано Таинство брака, в котором двое становятся одним. Это не значит, конечно, что у каждого из нас есть предназначенная ему половина, сами мы разделены не были, разделение произошло лишь единожды в Раю. Обрести целостность женщина может не с каким-то предопределенным мужчиной, а с мужчиной, с которым вступает в брак, через Таинство венчания. Так же и мужчина обретает вторую половину не в какой-то предопределенной ему женщине, а в той, с которой повенчан Богом.
Церковное таинство означает, что какое-то действие совершается Самим Богом. Для сравнения: пострижение в монашество – церковный чин. В монашестве тоже действует благодать Божия и она восполняет недостающее для человека. Но соединение двух плотей в одну, единение не только и не столько естественное, плотское, сколько душевное и духовное, соединение двух разных людей в одного по духу – это под силу только Богу. И именно это единство дает ощущение райского блаженства уже на земле, в этой жизни.
Как часто о паре встречающихся молодых людей говорят «противоположности сходятся». И действительно, тянутся друг к другу те, кто изначально обладают разными качествами, чтобы, соединившись, получить единое целое. И как часто о распавшемся браке говорят «не сошлись характерами». Почему же то, что должно притягивать, та разница, которая когда-то соединяла, теперь послужила причиной разрыва? И почему то самое венчание, в котором действует Бог, не спасает, не страхует брак от распада?
Дело в том, что данное действие Бога ограничено свободой человеческой воли. Бог Сам создал человека свободным, создал сыном, а не рабом. Заставить жену и мужа любить друг друга, привязать их веревкой Он не может, потому что люди свободны. Но в Таинстве Он награждает венчающихся дарами: это силы для преодоления жизненных бурь и стремление сохранить брак, стремление быть вместе. Чтобы брак был крепким, молодожены должны знать, что получают они в Таинстве венчания и правильно этими дарами пользоваться. Все их действия должны быть направлены на сохранение единства, тогда будут у них силы бороться, а когда своих сил не хватит – поможет Бог. Но если они будут нацелены на соперничество, гордость, превозношение друг над другом, ревность, то есть на то, что супругов разъединяет, то дары пролежат в пустую, а помощи Божией ждать не придется. Венчанный брак не гарантия счастья, к нему надо приложить много своих трудов и стараний. И в православных семьях, где муж и жена осознанно подходили к браку и Таинству венчания, есть свои проблемы, на пути встречаются подводные камни, но у них есть цель – достижение единства в веке настоящем и будущем, и это помогает по-настоящему сплотиться.
Религиозная основа брака, утраченная сознанием современного общества, дает ответы на все проблемные вопросы, этого самого брака касающиеся. Какой смысл жениться? Для восполнения собственной внутренней неполноты и достижения счастья в единении со своей второй половиной. Почему нужно хранить верность? Потому что половина может быть только одной, нельзя да и бессмысленно искать единства с десятью половинами, их просто нет, половиной станет тот, с кем обвенчан, с другими растратишь себя понапрасну и не обретешь искомого. Почему нужно беречь себя от связей до брака? Потому что, отдавая часть себя другим, даже если это всего лишь твоя плотская часть, ты обкрадываешь будущую половину, что-то твое ты уже не додашь ей, а обкрадывая ее, обедняешься сам. Единение плотское призвано дополнить душевное, самостоятельно оно не имеет смысла. Как можно вынести все трудности брака? С помощью Божией. Господь не оставит в беде того, кто на Него положился, и когда силы человеческие кончатся, вступит в силу действие Божией благодати.
Конечно, очень трудно, даже поверив всему написанному выше, принять это в сердце и изменить образ мыслей и жизни. Но сказанное уже не будет бесплодно, если кто-то поймет, почему раньше были крепкие семьи, почему жены ехали за декабристами в ссылку, почему мужья работали на семью из двенадцати человек, почему некоторые супруги умирали в один день, почему вдовы и вдовцы тратили свое состояние на поминовение души усопшего супруга, и самое главное: чего человек лишается, выбирая в жизни «свободное плавание».
Опубликовано в Работа
Июнь 25th, 2010 at 13:41
Олечка, какая глубокая и богатая работа! Молодец!!! Всё у тебя идёт через тебя, от души и всего твоего верующего сердца.
Мне всегда очень близки твои статьи и всегда их последние строки- так проникновенны!
Июнь 25th, 2010 at 14:44
Спасибо, Таня.
Июнь 25th, 2010 at 18:16
Очень верная и правильная статья. Мне еще расти и расти…
Июнь 25th, 2010 at 20:44
А мои родители, после своих почти 35 лет обычного советского брака по сей день не утратили настоящей романтики. Вплоть до прогулок вдвоем в белые ночи по Неве:)
Вообще для меня как-то все равно неприятно и непонятно, когда распадаются венчанные браки…
Есть подружка, бывшая одноклассница, которая еще в далеких 90х уже ходила в храм. В конце института она вышла замуж, повенчалась, родила дочку. А потом — они расстались, в принципе мирно. Он нашел другую, она нашла другого (тоже очень хороший парень) и официально вышла замуж после нескольких лет гражданского брака второй раз. Теперь собираются повенчаться и счастливы до невозможности. Ничего я не понимаю в жизни. Ведь по идее подружка должна была бы терпеть и стараться сохранить первый брак? Но там она абсолютно не была довольна отношениями. Сейчас (лет 7 как, со вторым мужем) все у нее шоколадно. Хотят еще детей, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. Готовы на риск…
И чего по жизни так все путается??? Я это к тому, что человек не захотел смиряться и подстраиваться, как следовало бы — теоретически. Но сделал, как хотелось. И терпеть особо больше не приходится. Всем и так хорошо:)
З.Ы. Статья мне понравилась:)))
Июнь 25th, 2010 at 23:07
Оль, жизнь вообще штука тонкая :). Конечно, по идее должна терпеть. Но стремление должно быть обоюдным обязательно. И должно иметь какую-то основу под собой, какую-то общность, чтобы зацепиться. И должно быть реальным — могу и буду, а не так: буду, хотя и не могу :).
Потом, мне кажется, Господь никого не неволит, обращайся к Нему, и Он будет помогать на том пути, который ты выбрал. Если не может кто-то понести тяжестей брака, не увидел, как изменить ситуацию — никакой радости Богу не будет от человеческого несчастья. А если кто-то решился сохранять проблемный брак и при этом благодарит Бога, не унывает — Богу тоже радость :).
Здорово! Мне бы тоже хотелось так :). Наверное, это хорошая основа для семей детей, да?