Работа в Детском саду. Как же так получилось?
Последние несколько лет до выхода на работу было отдано поискам того, что станет моим делом. Поиском того, куда идти дальше, когда в семье тебя становится слишком много и от тебя в прежних количествах семье уже скорее хуже, чем лучше. Карьерных амбиций у меня не было никогда, но именно эта мысль — дома оставаться уже не вариант — заставляла пробовать варианты. А потом прибавилась и финансовая необходимость, когда нужно было начать помогать мужу содержать семью.
Осенью 2019 года, после неудачной попытки устроиться в редакцию газеты, я решила, что это к лучшему и нужно остановиться на педагогике. Это то, что у меня получалось, что было мне интересно. Плюс эта область, которая всегда недостаточно укомплектована кадрами, и, получив нужное образование, можно было со всеми основаниями претендовать на место педагога.
Сначала мой выбор пал на начальную школу. Однако карантин по ковиду столкнул меня с внутренней системой школьного образования и той нагрузки, которая лежит на учителях и, фактически, не дает им заниматься детьми и собственно образованием. А параллельно я готовила работы для учащейся в колледже на отделении «Дошкольного образования» подруги и все глубже погружалась в тему. Общалась с Ксюшей, которая на тот момент заканчивала второй курс по Специальному дошкольному образованию. Меня поразило то, как много может сделать педагог в дошкольном возрасте. И, из-за необязательности в нашей стране дошкольного образования, административных требований к нему гораздо меньше, чем в школе. Так я решила пойти учиться в Педагогический колледж на воспитателя детского сада.
До работы в Детском саду было еще 4 долгих года. Совмещать заочную учебу я планировала с частными занятиями с детьми с отставанием в развитии. Нашла вторую ученицу, распланировала график занятий, прикинула доход и приготовилась спокойно идти по этому пути дальше. Как вдруг новая ученица (вернее, ее бабушка) отказали мне в занятиях.
Мало того, что это разрушило финансовые планы. Но это напомнило мне все мои многочисленные работы на заказ, когда ты полностью зависишь от заказчика, когда договоренности держатся только на их честном слове (а иногда — на настроении) и когда заработанные деньги нужно выбить, а не просто получить.
И я хотела найти место, где: а) платят официальную зарплату; 2) где физический труд позволит мне отдохнуть от интеллектуального, от которого взрывалась голова и садилось зрение; 3) где умеренные нагрузки, пусть и за небольшую плату — мне нужна была небольшая прибавка к тому, что уже есть, чтобы компенсировать потерянную ученицу; 4) по возможности — чтобы это была работа на выбранную перспективу, то есть в области образования.
Я выбрала на сайте биржи труда детские сады, в которых требовался младший воспитатель (или помощник воспитателя — тогда я не понимала, в чем разница), набрала ближайший сад — мне сказали перезвонить через два дня. Набрала сад чуть дальше — меня пригласили прийти на собеседование. Взяли. Оформили документы. С 1 сентября 2020 года я пошла работать.
Надо сказать, что мои представления о детских садах были самые расплывчатые. Я помню свой чудесный детский сад, который был мне вторым домом и с которым связаны самые лучшие детские воспоминания. Краткое пребывание в детском саду моих детей: пара утренников, раздевалка со шкафчиками. Вот и все. И если внешне я ничего не знала о том, как устроен детский сад, что уж говорить о внутренней кухне.
Мне повезло однозначно в том, что я попала младшим воспитателем в группу для детей с РАС. И не потому, что это моя тема и я много знаю и живо ею интересуюсь. А потому, что в ней было всего 4 человека. Сейчас, работая воспитателем и видя, как трудятся няни в обычных группах, я понимаю, что я была бы плохой няней :). У меня мозги всегда работали лучше рук :). Но для няни аутистов — их мало и к ним нужен понятный мне подход — я была достаточно хороша :).
Я проработала младшим воспитателем ровно 7 месяцев: с 1 сентября по 31 марта. 1 апреля 2021 года — мой первый рабочий день в качестве воспитателя второй младшей группы. Все получилось быстрее, чем я ожидала. Попав в детский сад, я впервые столкнулась с большим детским коллективом и чем дальше, тем сильнее испытывала желание, чтобы у меня были свои дети. Это и отголоски моей многодетности. И рвущийся наружу опыт, который — я видела — можно передать детям. Стольким с ними поделиться, столькому хорошему, красивому, нужному — их научить. Оказалось, что я знаю наизусть с детства моих детей кучу стихов и игр, кучу техник, что я до сих пор помню, как организовать группу детей. И был какой-то небольшой период, когда я рвалась душой, но себя притормаживала — еще рано, пока это не твое, отойди. Но при этом, когда появилась возможность, пошла на курсы переквалификации, чтобы получить диплом воспитателя уже летом. А когда, из-за внезапного увольнения сотрудника, открылась вакансия и мне ее предложили — я согласилась, не раздумывая. Я была счастлива. Мне казалось, что исполнились все мои мечты.
Ну, мечты, конечно, не все исполнились, следом появились новые :). Но ни одного дня я не пожалела, что пошла работать воспитателем. Из сложностей: многого не знаю — и в педагогической деятельности, и в отношениях с родителями, и как оно внутри коллектива, и как с администрацией выстраивать отношения. Но все делаю честно и старательно, не боюсь, что будут ругать, что будут жаловаться: мне кажется, что гордость такую — реакцию на меня общественного мнения — я давно оставила в прошлом, и сейчас мне реально «хоть горшком назови, только в печку не ставь».
В самой работе у меня в приоритете только дети. Конкурсы, мероприятия, украшения и т.п. — не в ущерб им. Принять участие — всегда пожалуйста. Лечь костьми ради победы, ради того, чтобы сделать что-то лучше других — для меня значит потерять ниточку связи с ребенком, поставить не его во главу угла, а победу, грамоту, лестные слова. Конечно, и соревнования разного рода важны: и для детей, и для педагогов, но они всегда вторичны после воспитания — контакта душ воспитателя и ребенка. Но побеждать я люблю, конечно, и буду искать области, где я имею преимущества, и способы, которые будут работать на детей, а не против них.
В общем, я планирую задержаться в детском саду на ближайшие 10 лет. Дальше не загадываю, вероятно, нужны будут перемены, чтобы не коснеть, не застревать, не истощаться. Какого рода они будут — посмотрим. Но сейчас я на своем месте, как будто меня как пазл, который то туда, то сюда прикладывали, наконец-то воткнули в нужное место и сложилась целостная, завершенная картина.
Опубликовано в мама взрослых детей, Работа