Папины выписки. 2012
Нашла в папиных вещах блокнот, куда он выписывал зацепившие его мысли из читаемых книг. Признаюсь, что не ожидала, но и не удивлена.
«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом» (из завещания Н.В. Гоголя).
«Красота страшна, потому жива, потому что дана в своем предельном совершенстве» (К.В. Мочульский «Духовный путь Гоголя») — демоническом совершенстве.
«Я ни во сто теперь не верю, и если встречаю что прекрасное, тотчас же жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него несет мне запахом могилы» (Н.В. Гоголь)
«Тому, кто стремится быть лучше, чем есть, не стыдно признаться в своих проступках перед всем светом. Без этого сознания не может быть исправления». (Из письма Гоголя к Плетневу [1842 г.]).
«Все ведет к тому, чтобы мы крепче, чем когда-либо прежде, ухватясь за крест, плыли поперек скорбей. Есть средство в минутах трудных, когда страдания душевные или телесные бывают невыносимо мучительны; его добыл я сильными душевными потрясениями, но тебе его открою. Если найдет такое состояние, бросайся и плачь. Молись рыданием и плачем. Молись не так, как молится сидящий в комнате, но как молится утопающий в волнах, ухватившийся за последнюю доску». (Из письма Гоголя к Языковую — 1844 г.).
«Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизм, а в успехах цивилизации, просвещения и гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их), не молитвы (довольно она твердила их), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства… По-вашему, русский народ самый религиозный в мире: ложь… Приглядитесь попристальнее и вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ» (Белинский против Гоголя, утверждавшего, что смысл национального бытия России — религиозный) = За Белинским пошло громадное большинство. Россия вступила в эпоху 50-60-х годов, эпоху ликвидации идеализма, отречения от духа и погружения в материю; началось снижение идейного уровня, сумерки культуры. Но на голос Гоголя откликнулся Достоевский = (К.В. Мочульский).
«Кто способен страдать при виде живого страдания, кому тяжело зрелище угнетения чуждых ему людей, тот носит Христа в груди своей, и тому незачем ходить в Иерусалим. Не истиной христианского учения, а болезненной боязнью смерти, черта и ада веет от вашей (Гоголя) книги («Переписка»)» — из статьи Белинского в «Современнике».
«Нам нужно живое, а не мертвое изображение России, та существенная, говорящая ее география, начертанная сильным живым слогом, которая поставила бы русского лицом к России» — из письма Гоголя к графу А.Ф. Орлову (1850).
«Да, много должно сгореть жизни в горниле, из которого истекает чистое золото» — С.Т. Аксаков.
«Ничто не может быть торжественнее смерти; жизнь не была бы так прекрасна, если бы не было смерти» (Гоголь 1852 г.).
«Страсть разрушения есть в тоже время и созидательная страсть» (лозунг Бакунина).
…»слабому человеку одному не сдержаться. … Дай ему волюшку, … сам ее свяжет, назад принесет. Глупому сердцу и воля не впрок» (Ф.М. Достоевский «Хозяйка»).
«Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается… Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков для их счастья. Эти силы — чудо, тайна и авторитет». (Ф.М. Достоевский).
«У социально угнетенного человека образуется комплекс самоуважения, который при обостренной совести легко может перейти в чувство виновности». (К.В. Мочульский «Достоевский. Жизнь и творчество»).
«Замкнутость только форма душевного целомудрия: она не от скудости, а от богатства». (К.В. Мочульский = из анализа «Белых ночей» Достоевского),
«Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуты блаженства и счастья, которое ты дала другому, одинокому, благородному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую!» (Ф.М. Достоевский «Белые ночи»).
«Ты еще никому не нужен теперь, никто тебя и знать не хочет; так свет идёт. Подожди, не то еще будет, когда узнают, что в тебе есть дарование. Зависть, мелочная подлость, а пуще всего глупость налягут на тебя сильнее нищеты. Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали, а ты увидишь, какие лица обступят тебя, когда ты хоть немного достигнешь цели. Они будут ставить ни во что и с презрением смотреть на то, что в тебе выработалось тяжким трудом, лишениями, голодом, бессонными ночами. Они не ободрят, не утешат тебя, твои будущие товарищи; они не укажут тебе на то, что в тебе хорошо и истинно, но с злою радостью будут поднимать каждую ошибку твою, будут указывать тебе именно на то, что у тебя дурно, на то, в чем ты ошибаешься, и под наружным видом хладнокровия и презрения к тебе будут как праздник праздновать каждую твою ошибку (будто кто-нибудь был без ошибок!). Ты же заносчив, ты часто некстати горд и можешь оскорбить самолюбивую ничтожность, и тогда беда — ты будешь один, а их много; они тебя истерзают булавками». (Ф.М. Достоевский. «Неточка Незванова»).
«Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и оставаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть, — вот в чем жизнь, в чем задача ее… Как оглянусь на прошлое, да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, так кровью обливается сердце мое. Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья». (Из письма Ф.М. Достоевского своему брату Михаилу, написано 22.12.1849 г., через несколько часов после инсценировки смертной казни).
«Человек есть тайна; ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». (Из письма Ф.М. Достоевского брату, 1839 г.).
«… верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось оставаться с Христом, нежели с истиной». (Из письма Ф.М. Достоевского к Н.Д. Фон Визитной — жене декабриста).
«Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет». (Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели»).
«… дурачком-то лучше на свете проживешь! Знал бы, так с раннего молоду в дураки бы записался, авось теперь был бы умный. А то, как рано захотел быть умником, так вот и вышел старый дурак». (——//——).
«Высшая и самая резкая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее… Стоит только снять наружную, наносную кору и посмотреть на самое зерно повнимательнее, поближе, без предрассудков, и иной увидит в народе такие вещи, о которых и не предугадывал. Не многому могут научить народ мудрецы наши. Даже утвердительно скажу, напротив, сами они еще должны у него поучиться». (Ф.М. Достоевский «Записки из мертвого дома. Роман в двух частях»).
«В основании всех человеческих добродетелей, — утверждает князь Волховский, — лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело, тем больше тут эгоизма… Одно из самых желанных для меня наслаждений всегда было прикинуться сначала самому на этот лад, войти в этот тон, ободрить какого-нибудь вечно юного Шиллера, и потом вдруг, сразу оговорить его! Вдруг поднять перед ним маску и из восторженного лица сделать ему гримасу, показать ему язык и именно в ту минуту, когда он менее всего ожидает этого сюрприза». (Ф.М. Достоевский «Униженные и оскорбленные»).
«Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача — создать свою новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал». (Ф.М. Достоевский. ИЗ объявления об издании нового журнала «Время», 1860 г.).
Дмитрий … Фонвизин (1744-1792), автор комедий «бригадир» и «Недоросль». «Наставление дяди своему племяннику»: «сердце богатого человека скоро каменеет», «Мягкосердечный человек весьма богат быть не может», «будь чистосердечен, но знай, что не всегда и всякую истину говорить надобно. Будь благотворителей, но не расстраивай своего состояния. Будь трудолюбив и прилепляйся к учению, но не возмечтай о своей мудрости».
Салтыков-щедрин «Пошехонская старина. Начало». …»дети очень легкая добыча для порчи и искажения всякой системой обучения и воспитания или ее отсутствием». «Восковое детское сердце любую педагогическую затею примет без противодействия. Но весьма мучительно воспринимаются эпохи, когда человеческая мысль осуждается на бездействие, а человеческое знание заменяется маской бесполезности и неряшеством».
Это сплоченное низменными интересами общество может еще торжествовать, философствовать, важничать и клеветать, но «в высшем смысле» оно нежизнеспособно, неразумно, призрачно и лживо.
Опубликовано в В семье, Памяти тех, кого уже нет с нами, Чтение
Июнь 17th, 2017 at 12:48
Большое утешение такие записи найти.
Июнь 18th, 2017 at 19:01
Я думаю, что русская классическая литература и русские классики — это своего рода пророки, которые могли в любую эпоху нести людям свет веры. Происходит своеобразное религиозное познание через чтение их произведений. Они доносили и доносят до людей Христа вне церковной проповеди. И люди познавали и познают Христа вне церковной проповеди. В этом ключе дорога к Богу, оказывается, не есть дорога к храму. И в этом ключе нельзя не удивляться узости моих прежних представлений о Боге: Он, наверное, никогда не перестанет удивлять.
Июнь 20th, 2017 at 00:34
«… дорога к Богу, оказывается, не есть дорога к храму. И в этом ключе нельзя не удивляться узости моих прежних представлений о Боге: Он, наверное, никогда не перестанет удивлять.»
Я воспринимала очень долго людей под лозунгом » кому церковь ни мать, тому Бог не отец».Сейчас больше хочется жить под девизом : «зная себя и довольно с тебя» :)