Учим уроки
Учу уроки с детьми практически целый день. Один уходит — на его место заступает другой. Все это дело происходит на кухне. А детская — для игр. И если первую неделю карантина было что-то еще на повторение, то вторую — пошли новые темы. С Женей еще более-менее понятно, после первых трех детей я могу ей помочь с уроками одной левой, да и материал все-таки у нее простой. Ту же таблицу умножения она с Таней давно начала учить. И хотя, может быть, ничего особо и не запомнила из их шуточных уроков, но сам принцип умножения и деления ей совершенно ясен.
Таня тоже посидит-посидит — разберется, что к чему. Но вот в старшей школе — сегодня Федор столкнулся с распределительным свойством умножения: нужно упрощать выражения, а он не знает, что это за свойство такое. Не говоря уже про физику Ксюшину. Вот и сидим, сидим. Учителям, в какой-то степени, даже проще: они тратят 45 минут на тему, выкладываясь настолько, насколько могут. А насколько тема усвоена детьми — это уже не их забота. У мамы же другой подход: будем сидеть до тех пор, пока деть не поймет. И коль уж на время карантина обучение на моей совести — так и сидим, учим, пересказываем, выполняем задания в рабочих тетрадях, естественно, под моим контролем — а значит, никаких решебников.
Плюс — однозначно в том, что дети учатся работать так, чтобы им был понятен материал. Именно им. Учитель дает усредненно или так, как ему нравится. А ребенку каждому нужно немного свое. И когда дома получается находить это свое с помощью мамы — потом они перенимают способ подготовки домашних заданий: просто потому, что так им лучше учится и усваивается.
Например, та же история у Федора, несмотря на многие его знания и интерес к теме, вызывала трудности. Новый предмет и все такое. Но когда мы сели готовить домашние задания вместе, я поняла, что у него совершенно нет в голове алгоритма выполнения заданий. Он как будто бросается от текста параграфа к вопросам и обратно, силясь какими-то урывками что-то увидеть или даже угадать. Получается куцо. Я ему показала, в первую очередь, что нужно внимательно читать параграф по частям. Что вопрос после параграфа или задание после параграфа, как правило, относится не ко всему параграфу, а именно что к одной какой-то части. Что нужно найти эту часть и по ключевым словам выделить то предложение или предложения, в которых содержится ответ на вопрос, или на основе чего нужно выполнить задание. В начальной школе, к сожалению, практически нет вот этой классической работы с текстом за пределами уроков чтения. Да и чтение — как бы это поточнее сформулировать: литература иносказательна, там нужно прочитать и интерпретировать, понять, почему автор сказал то или иное. А конкретных данных там не так много либо на них не обращается внимание. Литература не несет в себе набор знаний, скорее — некий культурный код. Окружающий мир в начальной школе, в котором закладываются основы истории, биологии, географии, ОБЖ, — это набор предложений, из которых улавливается общий смысл, но не конкретная последовательность мысли. И в 5 классе дети, оказывается, не могут работать с параграфами, они не уделяют должного внимания тексту, не ищут ответы в нем, а больше надеятся на свою сообразительность. Получается плохо. Но как им научиться, если программа и не дает им таких текстов и заданий: прочитать текст и извлечь из него ряд знаний — не понятно.
В общем, с 9.00 до 18.00 я с перерывами на приготовление еды, мытье посуды и поход в магазин за продуктами занимаюсь уроками. Чувствую себя вундеркиндом. И все равно отстаем от заданий, коих количество каждый день прибавляется, особенно со старшими.
Опубликовано в В семье, Наши дети каждый день