Воцерковление
Я раньше думала, что воцерковление, серьезное и глубокое, меняет человека. Прошлое изглаживается покаянием и настоящим.
Какое-то время действительно кажется, что все изгладилось. Но на самом деле, я так понимаю, прошлое покрывается настоящим, накрывается таким глубоким и важным слоем, что становится не видимым.
Это невидимое прошлое никуда не исчезает. Оно молчит до времени. И оно, конечно, потихоньку перемешивается с настоящим, с новым, со свежим. И однажды мельчайшие частицы проходят до самого верха, равномерно распределяясь по всем душевным силам и вновь влияя на жизнь. Влияя по-новому, в новом ключе, в новых рамках. Но все же это старое, прошлое, доцерковное.
Самое интересное, что в себе чувствовать это прикосновение прошлого приятно и волнительно. А в других — странно и настораживающе.
Опубликовано в С мыслью по жизни
Апрель 10th, 2010 at 00:36
Оль, ну с тобой как всегда.
Вот у меня последние дни «точно такие же мысли». Пишу в кавычках, так как они по сути такие, а вот так чтобы их сформулировать, увидеть не их обрывки, а целиком-это надо сюда, на сайт заходить.
Апрель 12th, 2010 at 11:39
Оль, наверное, так и задумано. Если б доцерковное прошлое должно было целиком изгладиться покаянием, то человек забывал бы о совершенных грехах сразу после исповеди. Однако память о них живет и горечь остается. Не зря это, точно. Уходят острая боль и связанные с ней «защитные» реакции (напр., поиск оправданий, неуклюжие попытки «искуплений» и т.п.).
Но мне вот чувствовать в себе «бывшую» себя (без налета попыток православной жизни:)) откровенно страшно. Лишь бы оно в нужном ключе влияло…
Апрель 12th, 2010 at 12:01
Теперь и правда задумалась. Что больше сближает — общее прошлое или общее настоящее?
Апрель 12th, 2010 at 14:58
Мне кажется, что сближает вместе пережитое. Будь то в прошлом или в настоящем. А если нет этого вместе преодоленного, а просто параллельный путь — то он к сближению не приведет.
О прошлых грехах — не знаю, я в принципе не их имела ввиду. Грех однозначно осознан и отвергается в настоящем. По крайней мере я не могу сказать, что впадаю в грехи юности, которые на какое-то время меня оставляли, а потом опять вылезли. Может, просто пока не замечаю.
Речь скорее о стремлениях, образе мысли, интересах. Самый простой пример — это вещи. Я всегда любила красиво и качественно одеваться. И вещи у меня всегда были хорошие. После воцерковления это все отошло на задний план, красивость и качественность уступили место целомудрию и благочестию :). Теперь чувствую, что хоть стремление к целомудрию и благочестию никуда не пропало, им приходится двигаться из-за расталкивающих все вокруг красоты и качества. И неважно, насколько все это в жизни может проявляться, важно то, что я это чувствую в своей душе. И так во многих областях жизни вдруг разом почувствовалось, как моей жизни, так и у других людей.
Апрель 12th, 2010 at 15:16
А у меня так с танцами. После воцерковления (понятное дело, что я чуть ли не в монастырь собиралась :)) я отбросила мысли об этом деле. А сейчас на старости лет опять потянуло :)
В принципе такие колебания почти у всех, кто ходит в храм не с детства. По крайней мере то, что ты описываешь, я наблюдаю и чувствую не только в себе, но и других близких мне людях.
Апрель 12th, 2010 at 17:19
Я честно говоря, не вижу в таких стремлениях ничего плохого. Просто надо применять свои навыки в хорошем плане. Ну тусили по клубам, теперь нет — но ведь никто не мешает с молодежью контакт налаживать :) Гнобили с мужем друг друга по чем зря — ну поделись своим опытом, когда спросят. То же самое с вещами — периодически на правмире обсуждают эту тему. Так как есть две стороны — и супер ухоженные православные барышни, которые ради ухоженности и детей забывают и не рожают, и дом, и мужа. Зато в храме сияют. И есть наоборот такие, которые идут-бредут такие все в черном и всем видом показывают какие они одухотворенные. Золотая середина нужна, как всегда :) Как это у классиков: «Продолжение наших достоинств — наши недостатки». И наоборот :) Любишь танцевать — может сможешь организовать бал для православных барышень, чем плохо? Грех ведь не всегда в том, что мы делаем, а в том каким образом. Что у человека в душе в данный момент, какой мотив. Про смертные грехи — это все-таки отдельная тема. Я про «бытовые».
Апрель 12th, 2010 at 17:29
Оль, может ты что путаешь? Целомудрие и благочестие = красота и качество. Другое дело, что у большинства народа, тем более в нашей стране, глаз определенно замутнен. Ну не может большинство юношей увидеть в девушке в джинсах и майке подругу жизни (или юбке нормальной длины). А вот в мини и декольте (да еще и слегка накрашеной) — вдруг понимают, что она просто красавица. У меня такие метания постоянно из-за моей фигуры :) Муж меня приметил из-за характера — в хламидистой майке-размахайке (ну мода такая была) и висящих джинсах. И уважения у меня к нему сразу было больше изначально :), чем к большинству, которое замечает тебя только в платье и на каблуках.
Апрель 12th, 2010 at 21:27
Речь скорее о стремлениях, образе мысли, интересах.
Да, речь о них. Любовь к высоким каблукам у меня напрочь отбили боли в спине после таскания коляски на 8й этаж при вечно не работающем лифте. А вот с короткими юбками и обтягивающими кофточками и глубокими декольте все гораздо хуже. До сих пор, как в магазин не зайду, глаз на них непроизвольно ложится.
Помню, как первый раз пришла в воскресную школу с Натахой. На меня смотрели, я выделялась, хотя непосредственно «прицепиться» к моему внешнему виду было трудно — не в брюках, не в прозрачной одежде. Высокие сапоги, юбка офисной длины (на ладонь выше колена), узкая кофточка с вырезом, распущенные волосы. Какая классная у нас учительница все-таки! И вообще хороший приход.
С такими «проявлениями», которые могут обнаружиться на каждом шагу, совладать определенно тяжело. Вижу своих студенток, многие симпатичные и стройные, в слишком вызывающих нарядах, явно не к месту. И не сержусь! Думаю — «а ведь им идет».
И о своем по новой. Грех — не обязательно конкретный поступок, это запросто и стремление, мысль, интерес. А то, что оно не успевает реализоваться в жизни, не всегда наша заслуга…
Апрель 13th, 2010 at 14:16
Классическое мини — юбка на ладонь выше колена. Так ее сначала придумали, а потом пошло-поехало. У нас в офисе в кодексе была прописана длина юбок специально для россиянок (я так понимаю, тк у иностранок проблем с такими вещами не было) — на ладонь ниже колена, самый краний случай по колено, те чтобы колено было прикрыто и ниже на 1-2 см. Если что — вызывали на разговор, вплоть до увольнения. С другой стороны, эта одна из 5 лучших аудиторских компаний мира, так что с одеждой все строго.
Апрель 13th, 2010 at 14:25
У нас есть знакомая, воцерковленная, вроде. В церкви каждое воскресенье, всю семью под дулом автомата водит — не забалуешь. Мы ее кроме как на каблуках высоких никогда не видели. Когда начинается лето — добавляется мини. Муж называет ее MBA. Эта такая составная (тк она еще и к студентам MBA относится) шутка — Married but available. Жената, но доступна. Думаю, что подсознательно так и есть. Мужчин на этот счет не обманешь — тем более из мира продаж :)
Апрель 13th, 2010 at 14:31
А вообще, я больше прихожу к мысли, что многие просто используют воцерковление «в своих интересах». Чувствует жена, что с мужем как-то уже не так, а менять ничего особо не хочеться — вот и тащит всех в церковь. Грехом блуда пугает.
То же самое с детьми. Как-то в Москве проводили опрос среди многодетных, были очень удивлены. 80% себя вообще никак ни к какой религии не относит. Те рожали не потому что «спасаются многочадием», а потому что детей любят. Стереотипов очень много. Мои подруги карьеристки во много раз честнее, чем большинство народа у нас в храме. В том плане, что не придумывают себе оправданий почему так живут, а в храме очень много выкрутасов.
Апрель 13th, 2010 at 17:38
Женщины есть женщины, серьезную тему свели к тряпкам :). Ну, я первая начала и продолжаю :).
Целомудрие и благочестие еще не есть красота и качество. И дело даже не в мешках бесформенных. Может быть более чем целомудренная одежда, но с большими проблемами со стилем. Или явно видно, что ей уже не первый десяток лет :). Ну ведь хорошая вещь-то, покупать другую рука не поднимается :).
А сейчас у меня явно просматривается стремление перевода вещей выходных на домашние, покупка новых выходных и выкидывание старых домашних. Конечно, финансы большую роль играют, но не могу сказать, что это вовсе не реально.
Стремления, мне кажется, может привести к греху. Потому что стремление в прошлом с этим грехом может быть связано и теперь обязательно будет пытаться его воскресить. Но опыта такого у меня пока нет.
Апрель 13th, 2010 at 18:49
MBA — 5 баллов!!! Шутка месяца:)))
Нехорошее стремление, Оль, оно — само по себе уже грешно. ИМХО.
Неверующие действительно часто честнее. Увы! Мои две самые хорошие подруги с раннего-раннего детства — атеистки. У обеих оч. неплохо с карьерой. С личной жизнью гораздо хуже, хотя вряд ли это их вина, так уж складывалось. Но с ними во сто крат надежнее, проще и искреннее все, чем с самыми-самыми правильно-воцерковленными…
К тряпкам я исключительно равнодушно отношусь и обычно одеваюсь совсем не ярко. Просто перестать носить мини и декольте куда проще, чем перестать на них заглядываться и мысленно на себя примеривать (типа, «а на мне так бы классно смотрелось!»).
Апрель 14th, 2010 at 11:53
Оль, извини. Просто шмотки и косметика — это две темы, которые люди еще готовы обсуждать вслух, что-то признавать греховным и главное особо не обижаться на чужое перпендикулярное мнение:) Вряд ли кто-то хочет писать о пьяных оргиях и кокаине. Вроде и так все ясно. Хотя тоже не очень. Я о наркотиках. Просто не вижу чем они хуже, чем пьянство. Короче, нам, девочкам, легче прийти к какой-то коллективной мысли на шмоточной аналогии :)
Апрель 15th, 2010 at 22:04
А я вот хотела спросить, как кто понимает, что такое воцерковление?
Апрель 16th, 2010 at 08:55
Мне кажется, что воцерковление начинается, когда человек впускает Бога в свою жизнь, отворяет дверь стучащему :). И дальше все происходящие события начинают происходить с оглядкой на Этого Гостя. Кто-то быстрее, а кто-то и всю жизнь учится учитывать Его мнение на вопрос.
Апрель 16th, 2010 at 14:00
Мне наверное повезло и я знаю немало людей по-настоящему воцерковленных или духовных, как я их называю. Каждый несет свой крест, но они несут его со смирением и любовью, с упованием на Промысел. Около таких людей хочется «погреться», и они с радостью делятся своим теплом, при этом они очень простые, многие мои сверстники. Трудно сказать как доцерковная жизнь влияет на них, это только им известно. Но хочется учится у таких людей воцерковлению.
В человеке изначально заложено стремление к наслаждению, вот только, как говорит отец Даниил, однажды в одном саду этот вектор был направлен в сторону материального наслаждения. Но стремление то осталось, поэтому ничто в этом уже падшем мире не может нас удовлетворить надолго, мы ненасытны пока не найдем истинного Источника, пока не направим этот вектор к Нему.
Многое из доцерковного у меня, конечно, ушло, хотя бы потому что это было в ранней юности, а это мироощущение уже вряд ли вернется. Что-то, наверное, и осталось, почему-то никогда не задумывалась об этом.
А умение одеваться со вкусом, наверное, тоже талант, но главный вопрос в том как его использовать.
Апрель 17th, 2010 at 23:14
Да, Вероника, тебе действительно очень повезло иметь такое окружение, возле которого можно погреться. Я на свое не жалуюсь, но вот чтобы именно погреться — расслабиться и отдохнуть, напитаться какой-то силой — такого как-то нет. Или я сама тому виной, не умею брать от других их тепло.
Апрель 18th, 2010 at 18:14
Сейчас на правмире обсуждают похожую тему — насчет «техничности» веры :)Вспоминаю нашу няню, которую рекомендовал нам батюшка. Человек в общении очень приятный, пишет иконы (причем очень хорошие), мягкая и все такое. Но вот стала работать — и просто ужас! Оказалась абсолютно необязательным человеком, безответственным и тд. В общем расстались. А человек в Церкви уже лет 20. Я отнеслась к ней по началу даже как к наставнику что ли, а в итоге такой поворот. Думаю, что воцерковленность — это еще и умение не расстерять себя, как христианина, в новых и сложных ситуациях. Но и не прятаться от этого нового (чем страдает большинство).