Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Минимизировать комплексы

Август 15th, 2017

подростки

Несмотря на то, что в умных книжках важными называют все периоды формирования ребенка, начиная даже не с беременности мамы, а с подготовки к беременности, сейчас по опыту чужих выросших детей я все-таки считаю, что решающим является подростковый возраст, где-то от 10 до 16 лет. Это возраст, который определяет всю последующую жизнь человека. И важность его заключается в том, что ребенок формируется уже с участием собственного сознания, деятельно переваривая все воспринимаемое извне.

Да, только в раннем детстве может развиться у ребенка, например, эмоциональная чуткость, однако если она не развита — в подростковом возрасте он может научиться и так справляться с жизненными задачами, и без чуткости выстраивать стабильные отношения: он может сознательной внимательностью в какой-то мере заменить природную чуткость. Однако если ребенок в подростковом возрасте испытывает дискомфорт, то ему некогда «учиться» что-то покрывать из своих недостатков, некогда корректировать характер, потому что все силы уходят на сопротивление тем стрессовым факторам, которые сильнее всего могут на него повлиять и просто подорвать все основы жизни.

На мой взгляд, родителям детей от 10 до 16 лет, нужно спрятать подальше все свои хотелки. Я не устаю это себе повторять постоянно, но получается не всегда :). Не только у меня, но и у других матерей, которые вышли замуж в районе 20 и родили несколько детей — возраст личностных изменений совпадает с освобождением от большого числа домашних обязанностей и, к ужасу, с возрастом детей, когда им больше всего нужна стабильность. Получается, что маму сокрушает ветер перемен, а дети только и смотрят, не коснутся ли эти перемены их.

Конечно, дети, особенно подростки, позитивно относятся к переменам как таковым. Но для них самих, для снижения протестного характера подросткового периода и для их будущих семей очень важно: 1) родители счастливы, что у них есть Я — их ребенок; 2) родители не жалеют ни о чем, что происходило в период его детства (не только с ребенком, но и в личных отношениях, на работе и в стране в целом); 3) родители удовлетворены тем положением, которое они занимают (в семье, в обществе) с учетом потраченных на детство сил. То есть если мама хочет работать — пожалуйста, но не потому, что «как мне все это надоело», «сколько я буду вас обслуживать», «я так и не реализовала свои способности», а потому что «вы подросли, я вам уже не так нужна и у меня есть время и силы на что-то еще».

Еще один важный фактор — доступность благ на таком уровне, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже других. Иметь не много — не плохо само по себе, даже хорошо: ребенок должен уметь мечтать и терпеть, а значит, у него чего-то не должно быть — чтобы этого достигать или дожидаться. Но мечта должна быть обязательно достижимой. Подростковый опыт должен состоять из таких маленьких достижений, когда одна мечта сбывается и появляется новая, побольше. И родители для каждого ребенка должны уметь увидеть его личное направление интереса, его личную мечту, приоритет его желаний — и помогать им реализовываться. Если эти желания лежат в той плоскости, в которой родители помочь не в состоянии, то нужно искать в ребенке что-то иное, на что можно обратить его интерес и что обязательно выстрелит в силу наличия у него склонностей в этой сфере.

Если удовлетворения не происходит, то внутренние потребности, интересы, никак не реализуясь, начинают давить, угнетать. Это усиливает подростковый протест: если родители сами живут свободно в плане своих желаний — то против родителей, если родители сами себе в удовлетворении своих желаний отказывают — то против государства, которое не дает людям реализовываться.

В общем, если я когда-то думала, что детей нужно до 5 лет донянчить, а дальше они сами пойдут по жизни, то теперь считаю, что родители зависимы от детей до той самой поры, пока дети не вступят на путь самостоятельной жизни. И если родители не в силах двадцать лет работать на это с максимальной самоотдачей — лучше почудить и расслабиться в первое десятилетие жизни ребенка, чем во второе :).

И как итог, что, я думаю, родители получат на выходе, если это самое второе десятилетие ребенка окажется удачным: конечно, не благодарность по гроб жизни и вообще ничего такого. Они получат взрослого человека с минимальным набором комплексов. А это значит, что ему не нужно будет по жизни постоянно что-то в себе преодолевать. И это значит, что родители заложили в ребенке нужную платформу для будущего успеха в семье и обществе. Дальше — уже пусть работает он. В общем-то, если родители не филонили двадцать лет, то по их истечении вмешиваться в жизнь своих детей у них уже никакого желания и не будет — наелись :).

Опубликовано в С мыслью по жизни

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.