Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Монтанизм и ересь антитринитариев

Апрель 14th, 2011

Монтанизм — ересь или, скорее, раскол, II-III веков.

Исходный пункт монтанизма — отрицание участия разума в деле веры и слепая вера во все откровенное, граничавшая с суеверием. Основателем монтанизма был некто Монтан, родом из мизийской деревни, Ардавы, на границе с Фригиею, человек совершенно не ученый; он жил и действовал во второй половине II века. Со своим учением Монтан выступил, спустя немного после своего обращения в христианство, в Пепузе, что во Фригии. Будучи строгим до фанатизма ревнителем благочестия, понимаемого в смысле совершения внешних подвигов, Монтан, под влиянием еще верования о наступлении тысячелетнего царства Мессии, возымел мысль усилить строгость церковной дисциплины, с целью приготовления ко вступлению в это царство. Вообразив себя вхохновенным свыше пророком… он, в состоянии исступления, начал проповедовать о своем назначении очистить Церковь от примеси чувственности, привести ее членом в меру возраста совершенна.

Люди, умевшие различать истинных пророков от ложных, с негодаванием порицали Монтана; но люди невежественные, прельщаясь мнимой святостью его жизни и даром пророчества, напротив, увлекались его учением, и некоторые сами начинали пророчествовать так же сумасбродно, как Монтан.

На востоке, где возник монтанизм, он, вследствии значительного развития там церковного просвещения, не имел большого значения и скоро был осужден; но на западе, где уровень церковного просвещения стоял на низшей степени, монтанестический образ мысли распространился очень быстро.

Учение монтанистов в сущности не было отлично от общецерковного учения. Их учение отличалось тем, что они считали Откровение продолжающимся, что через Монтана и других пророков Церковь получает откровения о переустройстве церковной жизни на более строгих началах. Монтанисты проповедовали аскетизм, удаление от брака, соблюдение особых постов кроме положенных, отпавших от Церкви запрещали принимать обратно, всю жизнь обставляли строгими правилами, определяя даже цвет платья женщины, который должен быть только траурный. Они отрицали все земные радости, в том числе науку и искусство. Имели свою иерархию. Поэтому Церковь отделяла их от себя как сектантов. Существовали до VI столетия и дальше.

В противоположность монтанистам были и другие еретики, антитринитарии. Так они назывались, потому что выступали против троичности Бога. Но важно то, как они до этого дошли: через стремление человеческого ума уяснить и постигнуть духовную жизнь и Богооткровенное учение одним разумом, без пособия веры. Церковь благосклонно относилась к науке, которая помогала избегать суеверий и облекала вероучение в некую научную систему. Однако разум всегда должен быть в послушании у веры. Ересь антитринитариев появилась в Церкви именно вследствие предоставления некоторыми членами ее разуму исключительного, в ущерб вере, значения в деле религии.

Все это — II век. Но, мне кажется, актуально как никогда. ИМХО, наследниками монтанистов стали современные пензенские сидельцы, диомиды и иже с ними. А наследниками антитринитариев во многом стали современные образованные православные, которые в своих очень разумных суждениях сбрасывают Бога и Его деятельное участие со счетов.

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экклезиаст 1,9).

Опубликовано в Внешний мир

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.