Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

О. Андрей Кураев и другие… Взгляд из Тамбова

Январь 4th, 2014

Меня тема тронула, конечно. Много думается о ней. И постепенно складывается определенная картина, которую хочется попробовать изложить.

Если говорить в масштабе о. Андрея и всего с ним случившегося — я однозначно на стороне о. Андрея. Есть серьезная проблема домогательств в семинарии, есть репутация некоторых лиц, в том числе епископов, которая говорит о их нетрадиционной ориентации. Это нельзя никак оправдать, прикрыть, сделать вид, что ничего не происходит. Опять же — на уровне о. Андрея. Но парадокс заключается в том, что праведные порывы о. Андрея в данном случае используются против Церкви в целом.

Я не про PR и имидж Церкви сейчас говорю: это все, по большому счету, ерунда. Имидж Церкви всегда будет примерно одинаковым. Я говорю о христианстве в мире. Вот так глобально.

Первое, что обращает на себя внимание: почему именно сейчас? Этой истории с Казанской семинарией второй десяток лет точно идет. Понятно, что гомосексуализм в Церкви — это вполне удобно для дьявола. Почему сейчас он сдает свои позиции и позволяет вскрыть этот нарыв. Очевидно, что не по доброте душевной. Очевидно, чтобы сделать гадость. Самое просчитываемое последствие данного скандала: либо с одной из групп, которую о. Андрей называет «голубое лобби», должна быть начата серьезная конфронтация на уровне Патриархии, либо Патриархия покроет «голубое лобби». Сейчас происходит, фактически, второе: лобби покрывается, никаких внутренних разборок и т.п. не наблюдается.

О. Андрей ведет совершенно правильные разговоры о том, что Церкви нужно быть более открытой. Что такие вещи нельзя покрывать и замалчивать. Про слезы семинариста и воспитание на Достоевском. Про защищенность от всякого влияния снизу епископов. Про беспредел, с которым его лично уволили. В общем, все замечательно. Но есть огромное НО… в Патриархии сейчас военное положение. И на о. Андрея закроют глаза вместе со всеми его правдами. Потому что на войне сначала побеждают противника внешнего, потом разбираются с внутренним. В Патриархии со всеми внутренними противниками сейчас заключено перемирие, и Церковь единой силой выступает против тех угроз, которые нависли над христианством в мире.

Конечно, эти угрозы не озвучивают на приходских сайтах. И в журналах Синода они только постольку-поскольку отображаются. Но очевидно, что последние несколько лет заморожены разборки со всеми стяжателями, прелюбодеями, гомосексуалистами, православными сектантами, с православными активистами и др., которые представляют среди епископата и духовенства определенные элиты. И церковные спикеры говорят то, что не приведет к обострению отношений между ними и всеми остальными. Чтобы не началась внутренняя борьба в Церкви против: обогащения духовенства, против гомосексуализма, против сектантского ракурса восприятия веры и т.п. Почему нельзя допустить этой внутренней борьбы? Потому что это на какое-то время ослабит Церковь в целом. Церковь будет болеть. Это не страшно, но сейчас болеть никак нельзя, поэтому Патриарх вместе со своим Синодом собирает Церковь в кулак и заставляет молчать.

На уровне о. Андрея — это трактуется как ошибка. Это не верный выбор пути. Это приведет к тому, что болезни будут запущены и смерти уже будет не избежать. Но прав ли он? Не думаю. Верю, что Господь даст сил Своей Церкви расправиться с внешними проблемами и обратиться к внутренним вовремя, когда не будет еще поздно. Это как князьям пришлось договориться вместе выступить против татарского ига. Уверена, что среди этих князей были и святые, были и отморозки. Но у них была общая цель. И они, с Божиим благословением, победили. У наших церковных элит, у наших епископов тоже есть общее — Христос. Какими бы они ни были, никто из епископата не является еретиком и богословски не поносит Христа. Возможно, что наши церковные элиты ненавидят друг друга, как и должно быть: грех нельзя не ненавидеть, а сам грех не может не ненавидеть. Они еще встретятся в жестокой схватке. Но сейчас эта ненависть задвинута в дальний угол, и выступление идет общими силами.

Что это за выступление, можно понять из проповедей Патриарха Кирилла и докладов митр. Илариона Алфеева. Это выступление в защиту Христа, христианства и христиан во всем мире. Тут одно ключевое направление — Сирия. И одно местного масштаба — Украина.

В Сирии целенаправленно убивают христиан, уничтожают христианские святыни. Наверное, ко всему этому можно было бы спокойнее относиться, если бы эти события были закономерным развитием христианской веры на Ближнем Востоке. Однако эти события — проявления нарастания исламского экстремизма, который пожирает и будет пожирать все на своем пути. Защищать граждан Сирии — это не наша, русская, прямая обязанность. Но: не допустить расползания экстремизма в свою страну — наше дело как граждан России, и не пройти равнодушно мимо убиваемых за веру во Христа людей — тоже наше дело, но уже как их братьев во Христе.

Понятно, что огромные усилия в Сирии были предприняты у нас на государственном уровне. Но тыл обеспечивала — Русская Православная Церковь, имеющая что сказать и умеющая говорить с религиозным Востоком. РПЦ не только зажала к кулак все внутри себя самой, она пошла на самые тесные контакты с Ватиканом. Не богослужебные, естественно, но нарастание сотрудничества РПЦ с Католической Церковью видно невооруженным взглядом. А это ведь о многом говорит: католики для нас — еретики, и мы вместе с ними решаем задачи: уж тем более в этот момент никто не будет отказываться от поддержки наших епископов, пусть лично порочных, но в ереси не замеченных.

Зачем нам сотрудничество с Католиками? Оно здесь обоюдное и сильно помогает делу. Благодаря Католической Церкви Русская Православная Церковь получает трибуну в Европе, где базируются все мировые обрганизации. А Католическая Церковь, у которой есть практика, нами совершенно не освоенная (и слава Богу, я считаю) — практика силовой миссии. Они нам дают голос, который слышит весь мир. Мы даем католикам, которых на Ближний Восток никто не пустит, проход с их Миссиями, которые понесут весть о Христе во взорванный экстремизмом исламский мир. Да, там не будет Православных приходов. Но зато это будет эффективное средство противодействия экстремизму на религиозном уровне. Православные все равно эти Миссии завалят, у нас совсем другие механизмы распространения веры, замешанные на личном подвиге святых и их посмертном почитании, а не на коллективной деятельности, как у католиков.

Теперь Украина. Филарету Денисенко — 84 года. Не ровен час — и он отойдет в мир иной. Вместе с ним уйдет туда же и Украинский Патриархат, что позволит тысячам украинцев вернуться из раскола. Огромная рана на теле Русской Православной Церкви будет уврачевана. Именно поэтому Патриарх Кирилл не вылезает из Украины, именно поэтому слова об Украине не уходят из его проповедей.

Ну давайте теперь расставим приоритеты. Уверена, что Патриарх Кирилл — очень сильная личность. И очень грамотная. Я уверена, что ему не составило бы большого труда вывести из Церкви и епископов-гомосексуалистов, и зарвавшихся в роскоши, и чрезмерно активных «защитников» Православия, которые только портят отношение к Церкви в обществе. Но чтобы грамотно это сделать — нужно время. И за это время можно потерять христианский Ближний Восток и Украину и подставить под сокрушительный удар то, что еще есть в Русской Церкви.

С моей точки зрения, Патриарх сейчас реально централизовал всю Церковь. Элиты, которые ему враждебны, в данный момент молчат в тряпочку в обмен на то, что он их пока не трогает. Может, среди этих элит теплится надежда, что пока здесь да там, пока путь да время, Патриарх до них и не доберется вовсе. А он решает глобальные проблемы, которые поставил перед нашей Церковью XXI век, идя на непопулярные в обществе решения. Идя на то, что лично его имя поносится.

Я не думаю, что кто-то в Патриархии: сам Патриарх, его спикеры, члены Синода негативно относятся к о. Андрею. Уверена, там есть понимание, что в личной жизни о. Андрея как христианина молчание было бы равно предательству, и потому он не мог молчать. И теперь он — выглядит героем. А про него думают: легко быть героем, когда у тебя сан дьякона, блог, мотоцикл и репутация свободного миссионера.

Опубликовано в Внешний мир

6 Responses

  1. Ростислав

    Какая-то «имперская» задача так у тебя (Патриархии?) получается у нашей Русской Православной Церкви. Про Вселенскую даже не говорю. Все эти «угрозы христианству» по большей части надуманные. Точно так же, как была надуманна «борьба за мир во всем мире» и участие христианских церквей в этой борьбе. Христиан убивали и убивают — это евангельский закон. Страшно не это. Страшно другое, когда кто не тело погубит, а душу. И вот эта губительная война дала о себе сейчас знать. Видимо, уже переполнив чашу Божьего терпения. Вынь прежде бревно из своего глаза, а потом уже говори что там у брата или соседа. Все эти вселенские масштабы по «спасению» Европы,Ближнего Востока etc., весь этот «церковный интернационал» лично для меня ничто по сравнению со слезинкой (по-Кураеву от Достоевского) казанского семинариста. С растлением «системой» молодых людей, прикрываясь «послушанием» и откровенно кощунствуя. Понятное дело, не только в казанской семинарии такое происходило и до сих пор происходит. Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Это можно применить и к любой Поместной Церкви. Опять же по-евангельский: врачу исцелися сам. Как можно целью оправдать средства? Никак. Если такими средствами, то цель — ничто. Массовое мужеложество у нас уже встречалось в истории Русской Церкви при митр. Зосиме, который даже возглавлял в тот период нашу Церковь. К тому же там была еще ересь жидовствующих. А ныне этот грех может просто с безбожием сосуществовать. И это гневит Бога. А «другой» никаких позиций никогда не имел и ничего позволить сам не в силах. Только пакостить, злобствовать, запутывать людей и иррационально поступать через них, как в случае с исключением того же протодиакона Кураева из академии. Главный итог даже всех этих кураевских постов хотя бы уже в том, что «предупрежден — значит вооружен». И теперь не надо будет шептаться кто там мужеложник открытый и как-то он себя не так ведет почему-то. А прямо называть вещи своими именами. Живешь с мужиком? Снимай и рясу. Не позорь ряды. Я понимаю, что любое обрушение любой системы может «натворить делов». Но если такое положение дел, которое описывает о. Кураев и есть эта «система», то ее нужно несомненно ломать. Церковь же не «система», Ее и врада адовы не одолеют. Тут опять дискурс в прошлое к дискуссии между «сергианцами» и «антисергианцами» может быть. Не случайно после новости об изгнании о. Кураева из Богословской комиссии при Св. Синоде, а затем и из главной духовной академии нашей церкви мне на почту из СИНФО пришел релиз о выходе «редкой книги» «Святейший Патриарх Сергий. Жизнь и деятельность» авторства митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова). Несомненно, что-то меняется в церкви. И эти перемены вошли в противоречие с позицией и речами о. Кураева. Теперь от рецепции все членов (и суставов) Русской Церкви может зависеть дальнейшее направление, которое Патриарх должен увидеть и принять. Он не единоличен в своем руководстве Церковью. Надеюсь, и никогда не будет единоличен. Про коллективный «папизм» избранного епископата тоже речи не должно идти. В общем, каждый год, новый сдвиг и дискуссия. То про пусек, то про мусек.

  2. Ростислав

    И еще. Один раз в истории Церкви голос диакона тоже стал решающим. Это было выступление доселе никому неизвестного диакона Афанасия из Александрии на первом Вселенском соборе в Никее. После чего было осуждено арианство. Первая значительная ересь, губившая христиан.

  3. Ростислав

    Кстати, после выступления св. Афанасия на Никейском соборе в 325 г. он отнюдь не стал триумфатором. Ему даже пришлось бежать в пустыню. Вот как описывает это Карташев: «В 355 г. была снова сделана попытка, а в 356 г. — вторая взять Афанасия в самой Александрии. Обе были неудачны. Трудно было найти прямой юридический повод к аресту, ибо в руках Афанасия были письма императора с «гарантиями». Поэтому искусственно разыгрывались комедии беспорядков. Сначала в августе 355 г. императорский нотарий Диоген явился просить Афанасия добровольно удалиться из Александрии. Афанасий сослался на письмо императора и сказал, что, конечно, покорится и уйдет, если император вновь пришлет формальный письменный приказ. Диоген пробовал интриговать, вызвать возмущение народа. Не удавалось. Приказано зимой дуксу Сириану стянуть войска. Разыграна была комедия народного бунта. На 8 февраля у Афанасия в церкви Феоны назначено было большое всенощное бдение. Власти задумали стянуть вокруг церкви войска и сбродную, производящую скандалы толпу. Толпе дана задача, вливаясь незаметно в массу молящихся, в нужный момент под предлогом нападения на девственниц, произвести шум и драку. На это последовала эффектная реакция властей. Вдруг влились в церковь военные шлемы и залетали над головами молящихся стрелы. Будто бы для достижения порядка нужно было тут в толпе найти и арестовать первовиновника всей смуты Афанасия. Афанасий был на кафедре, все его знали и видели. Были тут и гражданские чиновники. Сознательно разыграли комедию, будто его не нашли, чтобы разгласить миф, что виновник «бежал от возмущения народа». И Афанасий действительно на сей раз признал целесообразным скрыться в пустыне, где и скрылся со сцены в потаенных жилищах монахов Нильской долины. Β монашеской истории Палладия Элионопольского, между прочим, передаются анекдотические детали этого конспиративного периода. Полицейская погоня за Афанасием в какой-то мере продолжалась. Монахи обычно по Нилу в своих лодочках провозили на базары продукты своего рукоделия. Навстречу такой лодочке плывут погонщики за Афанасием. Едущих в лодочке, где сидит и сам Афанасий, спрашивают: не встретили ли они тут Афанасия? Спрошенные, с показным усердием размахивая руками, указывали сыщикам дорогу вниз по Нилу. Так на этот раз обман благополучно удался».
    http://istorijacerkvi.wordpress.com/история-церкви/а-в-карташев-вселенские-соборы/

  4. Olga

    По поводу того, что моя статья стала, фактически, апологией серианству — возможно. Сама об этом же подумала. У тебя другой взгляд — я понимаю его. Но аналогию с диаконом Афанасием — не принимаю. О. Андрей что-то нигде не прячется, прятаться и оправдываться приходится его оппонентам: хотя бы в этом серьезное отличие. Да и вопрос спора к богословию никакого отношения не имеет — опять отличие. И богословие о.Андрея — это богословие площади, а не кельи: оно может встряхнуть, но не напитать, в отличие от богословия того же Даниила Сысоева.

  5. Ростислав

    Ну вот отец Андрей все сам и ответил http://diak-kuraev.livejournal.com/576799.html

  6. Olga

    Если честно, то он меня утомил :).

    Вне зависимости от того, прав он или нет, если не найдет в себе силы свернуть свою деятельность в сети и перевести ее в реальность — прогорит: его используют все кто можно и бросят.

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.