Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа после землетрясения

Март 26th, 2011

Землетрясение произошло в Антиохии около 341 года. Христиане собрались в храм и не прекращали служб в течение нескольких дней, во всей видимости, пока землетрясение не остановилось. Вот что говорит свт. Иоанн о причинах начала землетрясения и о причинах скорого завершения этой беды:

Если бы кто-нибудь спросил, отчего поколебался город, то, хотя бы никто не отвечал, несомненно, что это – за грехи, за корыстолюбие, за несправедливость, за беззаконие, за гордость, за похоти, за ложь. Кого же? Богатых. Также, если бы кто-нибудь спросил, отчего опять получил свою неподвижность, то несомненно, что это – за песнопения, за молитвы, за всенощные бдения. А это кого? Бедных. Поколебать город – их дело, а возвратить ему неподвижность – ваше, так что вы стали его спасителями и защитниками.

Интересны две вещи: «если бы кто-нибудь спросил» — то есть никто не спрашивает о причинах. И «хотя бы никто не отвечал» — если бы и спросили, никто бы не ответил. Почему? Никто не смел вынести приговора грешникам? Но не очень расположенный к богачам своего времени свт. Иоанн Златоуст выносит. И говорит о том, что беда остановлена молитвами праведников. А если нет праведников или слабые голоса их тонут в общей массе нечестия перед Богом, то остановится ли беда?

 

Опубликовано в Внешний мир, Святые отцы

4 Responses

  1. Ростислав

    За фотографию, намекающую на недавние события в Японии, тебя бы сильно «побили», будь ты на «Правмире» или в «ЖЖ». Ибо, как говорится, к ним, к язычникам, это не относится. Они не за грехи наказываются, и вообще, не наказываются. А почему «трясёт» — Бог весть. Вот же ж и вот.

  2. Olga

    Мы не на Правмире и не в ЖЖ, слава Богу :).

    Япония, я думаю, не в изоляции от мира живет. А Антиохия во время того землетрясения тоже не была христианской.

    Я вполне допускаю, что в Японии иные причины землетрясения и не добавлю к словам свт. Иоанна ни одного своего слова об этих потенциальных причинах. Просто поразил свт. Иоанн Златоуст, который не побоялся высказаться по поводу того, что и почему сделал Бог.

    Кстати, у Сергея Худиева очень хорошая статья и я не вижу противоречия свт. Иоанну и моей заметке.

    Свт. Николай Сербский говорит о том же: что бедствие — это не наказание, это попущенное Богом следствие греха. У свт. Иоанна — то же самое: он не говорит, что Бог наказывает, а спрашивает «за что бедствие? — за грехи», «за что милость? — за добродетель».

  3. Ростислав

    Это да. Ремень и стояние в углу — это не наказание от родителей, это попущенное родителем следствие детского хулиганства и непослушания.

  4. Olga

    Не наказание, потому что слово «наказание» нами употребляется как искупляющее вину действие. Родители ставят в угол не для того, чтобы ребенок искупил свою вину перед ними, они не чувствуют удовлетворения от этого стояния в углу. Ставят для того, чтобы осознал свои ошибки и впредь не делал дурного. И в этом смысле угол и ремень — следствие непослушания, а не наказание.

    Было бы смешно, если бы гости пришли в дом, там ребенок стоит в углу. И все гости добренько говорят, что и представить себе не могут, как это ребенок в углу оказался. А что родители его поставили — ни у кого язык не повернется сказать. Чтобы не дай Бог не бросить тень на ребенка, не обвинить его в каком-нибудь проступке, или на родителей не возложить ответственность за происходящее.

    25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
    26 а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
    27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. (Мф. 21)

    Так и мы: землетрясение Богом попущено? Сказать, что Богом, боимся — Он скажет, почему же не трепещем за свои грехи и за свою жизнь, не верим ему как знамению Божиему, не исправляем жизнь и не проповедуем другим исправление? А сказать: не Богом — боимся, потому как верим, что без Бога такое не случается. Поэтому говорим: «Трясет, а почему — не знаем». Вот как-то свт. Иоанн Златоуст знал, почему Антиохию трясет.

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.